Жаркое июльское солнце скользило по шлемам и щитам, "разогревало" дюралевые топоры, мечи и 1600 воинов перед боем. 150-ти метровое поле. 900 рыцарей по одну и 700 по другую его сторону. В воздухе носился запах пыли и раскаленного металла. Предощущение битвы. Мимолетный страх сменяется непоколебимой верой в победу и боевым настроем. За Отечество! Миг, и с боевыми выкриками, мечами и топорами стенка несется на стенку, сталкивается, превращается в месиво и скрывается за клубами пыли…. Это было не в ХIV веке, а в ХХI под Житомиром. Прочувствовать историю, испытать необычайные ощущения, почерпнуть знания, но не из книг, а в реальном сражении, испытать силу духа и всего себя на прочность, перенестись сквозь века и столетия, мечтали, наверное, многие. Сегодня это возможно. Но позволить себе осуществить такую мечту могут те, кто знаком с понятием исторической реконструкции, участвует в ролевых играх, является членом клуба или команды и имеет непреодолимое желание жить интересно. Таких людей в нашем городе немного, но они есть. В основном - это молодежь от 18-ти до 35-ти, которая интересуется историей, много читает. Помимо исторических мемуаров очень уважает стиль фэнтези и отличается изрядной долей романтизма во взглядах на жизнь. А еще - объединяется в команды (в Сумах их несколько) и называет себя "ролевиками". Подробнее об этом увлечении мы узнали разговорившись с 26-летним Олегом, 23-летним Борисом из команды "Крепость Старого моря" ( "Каэр Морхен") и ее капитаном 25-летним Владимиром Литвиновым. Оказалось, что это довольно популярное движение и увлечение во всем мире, и, особенно в Западной Европе. В Советском Союзе такое хобби появилось в конце 80-х. Следует отметить, что до этого времени исторической реконструкцией занимались на любой киностудии, но это была узкоспециализированная работа профессионалов ( в том числе и историков с научными степенями), которая не носила массового характера. В 90-х это хобби постепенно появляется в столичных городах СНГ, в том числе в Киеве и в Крыму. Люди стали увлеченно шить одежду, заказывать на заводах доспехи и оружие, предметы быта определенной эпохи и страны. Надо сказать, что изначально, исторической реконструкцией все-таки занимались преподаватели-историки, студенты истфаков и люди не просто увлекающиеся, а ставящие перед собой определенные научные цели. А для этого они использовали метод ролевой игры. Современники, облачившись в исторически достоверные костюмы, разыгрывали сюжет, основанный на реальных исторических событиях. Чуть позже, такая романтика овладела умами и всецело захватила самых обычных, но романтически настроенных граждан. Научный подход постепенно отошел. Осталась только игра - что-то вроде инсценирования жизни наших предков. Игра, в которую могут играть сотни людей одновременно. В 2000-х годах это увлечение, по словам Владимира, пришло и в наш город. Конкретно их команда ( ныне состоящая из 10 участников и 10 кандидатов) была создана в мае 2004 года. Свою первую амуницию мастерили собственными руками. Шлем делали из чайника, мечи из лыж, щиты из двери старого холодильника или даже ( о ужас!) из дорожного знака. Подсмотрев в исторической книжке или скачав из инета изображение исторического костюма - несли в ателье и просили сшить такой же. Многие портнихи со словами "Вы что, с ума сошли?" отказывали, но находились и замечательные мастерицы. Сегодня все проще. Костюм, платье, обувь, украшения можно заказать в специализированных фирмах по интернету. Либо лично съездив в Киев или Харьков. Там же заказывают и доспехи. Согласно правилам, многие фирмачи ( которые являются реконструкторами с большим стажем) очень скурпулезно относятся к воспроизведению подобных предметов. Если это женское средневековое платье, то из льна, расшитое настоящими драгоценными и полудрагоценными камнями, с оторочкой из натурального меха. Если это ХVII -ХVIII столетие - то даже кружева и то плетенные в ручную и никаких машинных строчек! В изделиях из металла зачастую используются не только ручная ковка, но и технологии прошлых столетий. С униформой гусар, солдат первой и второй мировых войн - там уже по проще. Однако, во всех случаях подобная работа дорого стоит. Самый скромный набор доспехов обойдется в тысячу-полторы гривен. Те, кто серьезно увлечен этим занятием, за костюмы и доспехи не скупясь выкладывают от 5 до 10 тысяч долларов. Сумчане пока такими сумами не располагают, но уверены, что экипировка пусть скромная, но должна быть своя. Эту истину в одном из бугуртов Олег проверил на себе. Ибо чужие доспехи, сделанные не "под тебя" одевать опасно - можно получить травму. Для тех, кто впервые встречается с таким термином, скажем, что бугурты - это реконструкция полевых сражений. Такие бои по праву считаются самыми зрелищными и захватывающими мероприятиями. Наши современники, предварительно изучив приемы и тактику военного искусства определенной эпохи, применяют свои знания и умения на практике, строго соблюдая установленные правила. В начале этой статьи мы разместили воспоминания сумчан о бугурте проходившем под Житомиром летом 2007 года. Понятно, что человека не подготовленного, к таким испытаниям на прочность никто не допустит. К участию в них готовятся не один день. Для этого нужны трехчасовые тренировки два ( а то и больше) раза в неделю в течении хотя бы года. Нужны хорошая физподготовка, знания и умения ведения боя и конечно же выносливость. Потому что средневековое обмундирование - это вам не шуточки! Это металл весом от 12 - до 25 кг, который одевают отнюдь не для фото сессии, а для реальной борьбы. Да еще придется управлять мечом и топором ( в некоторых играх они деревянные, но во всех случаях техника безопасности строго соблюдается). И пусть бой длиться всего лишь 5-10 минут, зато, сколько он дает в плане укрепления и тела и духа!
По словам капитана команды Владимира, на тренировках проводятся занятия и по историческому фехтованию. Без мало- мальского овладения этим искусством ни на одном фестивале делать нечего. Практикуется и стрельба из лука. Из этого вида древнейшего оружия могут стрелять даже девушки. На ролевых играх при постройке оборонительных сооружений - крепостей и замков ( или какой-то их части), с воротами высотой в два метра, разводными мостами, рвами и т.д. обязательно предусматривается площадка для лучников или лучниц. По словам 25-летней Ирины ( участницы команды) без девушек на ролевых играх не обходится. Они играют принцесс, злых и добрых колдуний, лучниц, придворных дам, прислугу и т.д. особо одаренные и хорошо физически подготовленные посягают на роль Жанны Д,Арк. Но в основном изображают французских или русских крестьянок, английских леди, русских княгинь. Интересно, что на Международных фестивалях перед самой игрой проводятся мастер - классы по танцам разных эпох и народов. Обучают правильному накладыванию макияжа, сооружению исторически верных причесок. Бывают даже мастер-классы по средневековой кухне! На такие фестивали народные умельцы привозят различные предметы быта, изделия из кожи и меха, присутствуют ковка и изделия из глины. Есть фестивали (их, к сожалению, не очень много) которые проводятся на таком высоком уровне по организации, что потрясают воображение и меняют ваше отношение к жизни на самое позитивное. В последнее время сумчане все больше бывают на играх по сюжетам популярных произведений Толкиена. Вот недавно в декабре они приехали с "Ю Кона", остались очень довольны. Ну а в мае этого 2010 года вполне возможно, что они поедут на Международный средневековый фестиваль "Битва наций" в крепости Хотин в Черновицкой области. И если не как участники, то хотя бы как зрители. Потому как устроители этого мероприятия готовят нечто беспрецедентное по размаху, что-то чего еще не видела Западная Европа. Кстати, еще раз о ней. Там клубы исторической реконструкции и занимающуюся в ней молодежь всячески поддерживает государство. Это движение необычайно популярно еще и потому, что приносит прибыль. Туристы с удовольствием смотрят на разгуливающих возле Коллизея римских воинов, наблюдают за боями гладиаторов или смотрят шоу викингов где-нибудь в Норвегии. Не говоря уже про различных исторических персонажей в ресторанах и кафе ( или перед ними, используемых в качестве зазывал). А В Голландии и в Германии есть даже целые поселения - например, баварские деревни, в которых все желающие за определенную плату могут пожить в бытовых условиях ХVII-ХVIII века! В Украине и в частности в нашем городе большинство идей и проектов по созданию мощной туристической инфраструктуры витают в воздухе или остаются на бумаге. А ведь если очень захотеть, то вполне можно реконструировать хотя бы одежду и амуницию людей семнадцатого столетия, и конкретно тех, кто основал наш город. А 2 сентября, в день города устроить великолепное историческое шоу. А пока ролевики живут обычной жизнью: тренируются, общаются на сайте rol.sumy.ua и надеются что их молодежное движение, связанное с историей будет поддержано в нашей стране и востребовано в нашем городе.