Встреча с сумскими кузнецами,
экскурсия в историю кузнечного ремесла, непосредственное наблюдение за сложнейшим
и загадочным процессом ковки… Это было, пожалуй, одним из самых ярких
впечатлений уходящей осени. Знакомство с владельцем кузницы и кузнецом,
сумчанином Эдуардом Николаевичем Науменко произошло на выставке декоративно-прикладного
искусства, традиционно проводящейся на Покровской площади в День города. Моя подруга,
жительница Донецка, прогуливаясь со мной по Сотне и увидев художественные изделия
из металла, которые и представлял Эдуард Николаевич, удивилась: что, в Сумах
есть такие мастера? И рассказала, что у них в Донецке кузнецов почитают. А в самом
центре, возле проспекта Ватутина, существует парк кованых фигур -
многочисленные беседки, лавочки, часы, зонтики, арки… Кажется, что красивее и оригинальнее
придумать уже нельзя. Однако раз в год донетчане убеждаются - можно! Ежегодно в
этом парке проводится Всеукраинский фестиваль кузнецов, и приезжающие из всех
регионов мастера не только демонстрируют свое мастерство (все проводится под
открытым небом), но и оставляют в дар городу произведения кузнечного искусства.
Кованые шедевры настолько радуют глаз и так излучают позитив, что место это
необычайно популярно и любимо, особенно в свадебный сезон. Сюда, в эту кованую сказку,
как на мед слетаются счастливые молодожены с фотографами и видеооператорами. «А
Сумы - город старинный, - сказала моя подруга. - И в центральную, старую его часть
так и просятся какие-нибудь кованые - не
литые, а именно кованые - украшения! Странно, что ничего этого, так украшающего
фасады зданий, уличные аллеи, у вас практически нет». Действительно, странно…
«Во кузнице молодые кузнецы…»
И вот приглашение получено. Мы в
кузнице. Просторное помещение, где царствует запах угля и раскаленного металла.
Где, как и сотни лет назад, разогревается горн (открытая печь, служащая для
нагрева металла), в ожидании работы стоит наковальня, на стене висит
всевозможная «оснастка» - разные по форме и назначению клещи (к слову, каждый кузнец
выковывает их лично под свои руки), кочерга, лопата, рядом - молоты и молотки,
чуть в стороне - ведро с водой для охлаждения металла (этот процесс испокон
веков называют «пшиком»). Распространяя тепло, потрескивали красно-белые раскаленные
угли. Плыла легкая дымка, и было предощущение какой-то тайны. Наверное, тайны
многовекового сосуществования человека и металла. Подумать только! Скандинавы и
славяне перешли к изготовлению предметов быта из металла в VI веке н.э. С того
момента, можно утверждать, - именно кузнецы если и не правили миром, то
существенно влияли на экономическое и политическое развитие своей страны.
Интересно, что было время, когда металл ценился дороже золота! Позже
металлические предметы уже не были диковинкой, они были у всех - от царя до
бедняка-крестьянина. Без серпа, плуга, косы, подков, дверных пробоев, гвоздей,
игл, ножниц, замков, лопат, бочечных колец и т.д. не могло обойтись ни одно
мирное хозяйство. Кузнечное ремесло и гончарное дело всегда стояли в основе
любого поселения и, прежде всего, города.
Надо сказать, что городские
кузнецы были гораздо искуснее, чем сельские. И это понятно. В городе больше
заказов, потому и мастера отличались разнообразием технических приемов, и кузницы
- сложностью оборудования. Горожане обороняли свой город - вот и военные заказы
в большом количестве! И мастерство кузнецов и их подмастерьев играло не
последнюю роль в исходе битв! Потому что менялась тактика ведения войн -
менялось и оружие, видоизменялись и совершенствовались доспехи. Особенно в Средневековье,
известное затяжными и кровавыми войнами. Боевые топоры, стрелы, копья, мечи,
кольчуги, сабли, арбалеты и многое другое делалось искусными руками кузнецов.
Из поколения в поколение передавали они свою науку и прославляли свой город,
край, народ.
Любопытно, что в сказках многих
народов мира (славяне не исключение) главным действующим лицом был не кто иной,
как кузнец. То есть эта профессия во все времена была значимой. И, как и все
значительное, слова, связанные с кузнечным ремеслом, в виде поговорок и
пословиц прочно вошли в жизнь народа и дошли до нашего времени. Ну, кто же не
знает о том, что надо ковать железо, пока горячо? Или ворчат на молчаливого
человека: «Молчит, клещами не вытянешь!» Или - особенно часто это можно услышать
на второй день после зарплаты: «От моих денег остался пшик!» Кузнец всегда был уважаем
в обществе, но его жизнь и профессия - окутаны тайной. Во-первых, не каждый желающий
мог стать кузнецом. Без определенных способностей, светлого ума, таланта и
недюжинного здоровья здесь нечего было делать. Во-вторых, как правило, кузнецы
селились отдельно от всех, на окраине селения или города (в целях
пожаробезопасности), у реки. А в-третьих, - ну честное слово, я могу понять наших
древних предков. В работе кузнеца действительно есть огромная доля загадочного.
И это говорю я, живущая в ХХI веке! Но когда смотришь на то, как из железного
16-миллиметрового прута на глазах появляются вещи разной формы и объема, это
настолько впечатляет, что невольно хочется все приписать какому-то волшебству!
Кузнец за работой
Когда горн раскалился (до 1500
градусов), в кузницу вошел самый главный. Это потомственный кузнец Юрий
Николаевич Савченко. Его отец, дед и прадед, жители Роменского района (с.Рогинцы
и Ведмежье), вот так же смотрели на огонь, по цвету (!) определяли степень
нагрева печи и металла и производили нужные вещи для человечества. В ХХ веке - с
ростом НТП, с появлением многочисленных заводов и фабрик - кузнечное дело
постепенно сошло на нет, уступив место литью, заводской штамповке. В 60-80-х годах
городских кузнецов не осталось. И даже в селах днем с огнем не отыскать было мастера.
В конце же 90-х в постсоветских странах проявился интерес к кузнечному делу,
началось возрождение ремесла. В 2000-х художественная ковка стала появляться на
улицах Сум. В 2003 свою кузницу открыл и Эдуард Николаевич.
Наблюдая за процессом
металлообработки, нельзя не удивляться. Это ж как нужно работать мозгам, чтобы,
учитывая температуру нагрева и охлаждения металла и не имея права на ошибку,
задавать скорость и «спорость» рукам! Когда слушаешь удары молота и народные кузнечные
термины «на горячо» «выжимать», «разгонять», делать «пшик», «оживлять», еще раз
становится понятно, что из всех ремесел кузнечное по сложности процесса одно из
самых сложных. А кто не верит - пусть попробует подержать клещами металлический
прут, поработать у раскаленного горна, посоображать и вовремя нагреть - убрать
металл из горна, помахать молотком от 2 до 8 кг! И не полчаса. А с восьми до пяти! На моих
глазах выковали сначала огромный гвоздь, а затем захотели - и сделали
подсвечник в виде гусиного пера. И это было невероятно! Металлический прут
после нагрева обжимали и уплотняли ударами молотка (снимали окалину, удаляли
внутренние пустоты). Потом еще раз обычным молотком и пневмомолотом
(электрический станок - молот) «разгоняли», оживляли точными ударами. Мастер
делал прожилки - как у настоящего пера, еще как-то колдовал. И вот то, что еще
недавно было гвоздем и «кругляком», стало красивым подсвечником!
И, по-моему,
загадка не только в превращениях, а еще и в том, что металл - твердый, а все
виденное мною в мастерской - фонари, почтовые ящики, столы и стулья,
подсвечники и подставки для цветов - продукция, которая выглядит нежно,
воздушно. Даже не верится, что виноградная гроздь и вьющаяся лоза -
металлические. И как можно было выковать каждую виноградинку? С трудом понимаешь,
как удалось создать чудо-змею без применения сварки. Ее пасть, зубы,
раздвоенный язык ковались цельно!
На вопрос, что помогает ему
создавать такие красивые и тонкие вещи, как хватает сил (вернее, чем восполняет
потерю калорий), Юрий Николаевич ответил просто: «С Божьей помощью. Я особенно
нигде не учился, институтов не заканчивал. Все - гены. И художественное чутье. С
детства хорошо рисовал. Закончил культпросвет. Играю на баяне, скрипке, пою. Нестандартное,
творческое мышление очень важно. Что касается сил и «подпитки» - мой рацион прост.
Утром сладкий чаек. В обед - строго два сырых яйца и кусок сала с хлебом. А
вечером - что Бог пошлет». На вопрос, почему он никогда не ставит клейма на
своих изделиях, кузнец Юрий ответил: «Тайны ремесла пришли ко мне не путем
образования и науки, а по генам, от Бога. Ему и служу». А владелец кузни Эдуард
Николаевич добавил: «Наши изделия легко можно узнать по растительному
орнаменту, по стилю и по разнообразным, не повторяющимся рисункам. А что касается
Парка кованых фигур и фестиваля в городе Донецке, то мы там были - и с успехом
представили и свои изделия, и, соответственно, наш город. Я уверен, что и в
Сумах при поддержке местных властей можно организовать подобный фестиваль. Кузнецы
Сум и области с радостью бы украсили центр города, а заодно и привлекли
внимание соотечественников и особенно молодежи к этому мужскому древнейшему и
удивительному ремеслу».