Юлия Лесина
 
журналист, сочинитель песен и детских сказок
 

Меню сайта


     

Пятница, 18.06.2021, 12:59


Главная Регистрация Вход

Категории раздела
Познай себя [3]
Интересное рядом [7]
Форма входа
Облако
картины небо Параплан полёт экстрим народная медицина пчёлы улей художники Гаршина ковка Кузнечное дело мастера ребёнок роды бег здоровье спорт джаз искусство Микитенко ТЮЗ юбилей театр Ночные дебаты премьера щепкина Сталкер страйкбол Сумы Художник смирнов Александрочкин Ратнер Ольга Гиря витражи пуантилизм резьба по дереву Семененко Анатолий стиль Тиффани чеканка галерея Академическая Римма Миленкова флористика классика Орест Коваль музыка бах Сумская филармония доспехи историческая реконструкция ролевики америка впечатления путешественника Арт-поле рукоделие творчество фестиваль шешоры концерт Елена Антонец Людмила Скрынник фортепиано Виолончель Клавесин Альфред Шнитке детский фестиваль дом-музей Чехова Чехов выставка Старинные часы Сумы-Арт Бахфест Класическая музыка Органум Бах-фест Барокковая виолончель старинная музыка окарины сопилки старинные скрипки флейты концертирующий пианист полифоническая музыка история уездного города С первый автомобиль в Сумах Эдуард Кайданский жизнь и творчество Пьера Кардена кутерье мода Пьер Карден черные колготки

 
     
Главная » Статьи » Жизнь как чудо » Интересное рядом

Нежное кружево, железная рука…

Встреча с сумскими кузнецами, экскурсия в историю кузнечного ремесла, непосредственное наблюдение за сложнейшим и загадочным процессом ковки… Это было, пожалуй, одним из самых ярких впечатлений уходящей осени. Знакомство с владельцем кузницы и кузнецом, сумчанином Эдуардом Николаевичем Науменко произошло на выставке декоративно-прикладного искусства, традиционно проводящейся на Покровской площади в День города. Моя подруга, жительница Донецка, прогуливаясь со мной по Сотне и увидев художественные изделия из металла, которые и представлял Эдуард Николаевич, удивилась: что, в Сумах есть такие мастера? И рассказала, что у них в Донецке кузнецов почитают. А в самом центре, возле проспекта Ватутина, существует парк кованых фигур - многочисленные беседки, лавочки, часы, зонтики, арки… Кажется, что красивее и оригинальнее придумать уже нельзя. Однако раз в год донетчане убеждаются - можно! Ежегодно в этом парке проводится Всеукраинский фестиваль кузнецов, и приезжающие из всех регионов мастера не только демонстрируют свое мастерство (все проводится под открытым небом), но и оставляют в дар городу произведения кузнечного искусства. Кованые шедевры настолько радуют глаз и так излучают позитив, что место это необычайно популярно и любимо, особенно в свадебный сезон. Сюда, в эту кованую сказку, как на мед слетаются счастливые молодожены с фотографами и видеооператорами. «А Сумы - город старинный, - сказала моя подруга. - И в центральную, старую его часть так и просятся  какие-нибудь кованые - не литые, а именно кованые - украшения! Странно, что ничего этого, так украшающего фасады зданий, уличные аллеи, у вас практически нет». Действительно, странно…

 

«Во кузнице молодые кузнецы…»

 

И вот приглашение получено. Мы в кузнице. Просторное помещение, где царствует запах угля и раскаленного металла. Где, как и сотни лет назад, разогревается горн (открытая печь, служащая для нагрева металла), в ожидании работы стоит наковальня, на стене висит всевозможная «оснастка» - разные по форме и назначению клещи (к слову, каждый кузнец выковывает их лично под свои руки), кочерга, лопата, рядом - молоты и молотки, чуть в стороне - ведро с водой для охлаждения металла (этот процесс испокон веков называют «пшиком»). Распространяя тепло, потрескивали красно-белые раскаленные угли. Плыла легкая дымка, и было предощущение какой-то тайны. Наверное, тайны многовекового сосуществования человека и металла. Подумать только! Скандинавы и славяне перешли к изготовлению предметов быта из металла в VI веке н.э. С того момента, можно утверждать, - именно кузнецы если и не правили миром, то существенно влияли на экономическое и политическое развитие своей страны. Интересно, что было время, когда металл ценился дороже золота! Позже металлические предметы уже не были диковинкой, они были у всех - от царя до бедняка-крестьянина. Без серпа, плуга, косы, подков, дверных пробоев, гвоздей, игл, ножниц, замков, лопат, бочечных колец и т.д. не могло обойтись ни одно мирное хозяйство. Кузнечное ремесло и гончарное дело всегда стояли в основе любого поселения и, прежде всего, города.

Надо сказать, что городские кузнецы были гораздо искуснее, чем сельские. И это понятно. В городе больше заказов, потому и мастера отличались разнообразием технических приемов, и кузницы - сложностью оборудования. Горожане обороняли свой город - вот и военные заказы в большом количестве! И мастерство кузнецов и их подмастерьев играло не последнюю роль в исходе битв! Потому что менялась тактика ведения войн - менялось и оружие, видоизменялись и совершенствовались доспехи. Особенно в Средневековье, известное затяжными и кровавыми войнами. Боевые топоры, стрелы, копья, мечи, кольчуги, сабли, арбалеты и многое другое делалось искусными руками кузнецов. Из поколения в поколение передавали они свою науку и прославляли свой город, край, народ.

Любопытно, что в сказках многих народов мира (славяне не исключение) главным действующим лицом был не кто иной, как кузнец. То есть эта профессия во все времена была значимой. И, как и все значительное, слова, связанные с кузнечным ремеслом, в виде поговорок и пословиц прочно вошли в жизнь народа и дошли до нашего времени. Ну, кто же не знает о том, что надо ковать железо, пока горячо? Или ворчат на молчаливого человека: «Молчит, клещами не вытянешь!» Или - особенно часто это можно услышать на второй день после зарплаты: «От моих денег остался пшик!» Кузнец всегда был уважаем в обществе, но его жизнь и профессия - окутаны тайной. Во-первых, не каждый желающий мог стать кузнецом. Без определенных способностей, светлого ума, таланта и недюжинного здоровья здесь нечего было делать. Во-вторых, как правило, кузнецы селились отдельно от всех, на окраине селения или города (в целях пожаробезопасности), у реки. А в-третьих, - ну честное слово, я могу понять наших древних предков. В работе кузнеца действительно есть огромная доля загадочного. И это говорю я, живущая в ХХI веке! Но когда смотришь на то, как из железного 16-миллиметрового прута на глазах появляются вещи разной формы и объема, это настолько впечатляет, что невольно хочется все приписать какому-то волшебству!

 

 


Кузнец за работой

 

Когда горн раскалился (до 1500 градусов), в кузницу вошел самый главный. Это потомственный кузнец Юрий Николаевич Савченко. Его отец, дед и прадед, жители Роменского района (с.Рогинцы и Ведмежье), вот так же смотрели на огонь, по цвету (!) определяли степень нагрева печи и металла и производили нужные вещи для человечества. В ХХ веке - с ростом НТП, с появлением многочисленных заводов и фабрик - кузнечное дело постепенно сошло на нет, уступив место литью, заводской штамповке. В 60-80-х годах городских кузнецов не осталось. И даже в селах днем с огнем не отыскать было мастера. В конце же 90-х в постсоветских странах проявился интерес к кузнечному делу, началось возрождение ремесла. В 2000-х художественная ковка стала появляться на улицах Сум. В 2003 свою кузницу открыл и Эдуард Николаевич.

Наблюдая за процессом металлообработки, нельзя не удивляться. Это ж как нужно работать мозгам, чтобы, учитывая температуру нагрева и охлаждения металла и не имея права на ошибку, задавать скорость и «спорость» рукам! Когда слушаешь удары молота и народные кузнечные термины «на горячо» «выжимать», «разгонять», делать «пшик», «оживлять», еще раз становится понятно, что из всех ремесел кузнечное по сложности процесса одно из самых сложных. А кто не верит - пусть попробует подержать клещами металлический прут, поработать у раскаленного горна, посоображать и вовремя нагреть - убрать металл из горна, помахать молотком от 2 до 8 кг! И не полчаса. А с восьми до пяти! На моих глазах выковали сначала огромный гвоздь, а затем захотели - и сделали подсвечник в виде гусиного пера. И это было невероятно! Металлический прут после нагрева обжимали и уплотняли ударами молотка (снимали окалину, удаляли внутренние пустоты). Потом еще раз обычным молотком и пневмомолотом (электрический станок - молот) «разгоняли», оживляли точными ударами. Мастер делал прожилки - как у настоящего пера, еще как-то колдовал. И вот то, что еще недавно было гвоздем и «кругляком», стало красивым подсвечником!


И, по-моему, загадка не только в превращениях, а еще и в том, что металл - твердый, а все виденное мною в мастерской - фонари, почтовые ящики, столы и стулья, подсвечники и подставки для цветов - продукция, которая выглядит нежно, воздушно. Даже не верится, что виноградная гроздь и вьющаяся лоза - металлические. И как можно было выковать каждую виноградинку? С трудом понимаешь, как удалось создать чудо-змею без применения сварки. Ее пасть, зубы, раздвоенный язык ковались цельно!



На вопрос, что помогает ему создавать такие красивые и тонкие вещи, как хватает сил (вернее, чем восполняет потерю калорий), Юрий Николаевич ответил просто: «С Божьей помощью. Я особенно нигде не учился, институтов не заканчивал. Все - гены. И художественное чутье. С детства хорошо рисовал. Закончил культпросвет. Играю на баяне, скрипке, пою. Нестандартное, творческое мышление очень важно. Что касается сил и «подпитки» - мой рацион прост. Утром сладкий чаек. В обед - строго два сырых яйца и кусок сала с хлебом. А вечером - что Бог пошлет». На вопрос, почему он никогда не ставит клейма на своих изделиях, кузнец Юрий ответил: «Тайны ремесла пришли ко мне не путем образования и науки, а по генам, от Бога. Ему и служу». А владелец кузни Эдуард Николаевич добавил: «Наши изделия легко можно узнать по растительному орнаменту, по стилю и по разнообразным, не повторяющимся рисункам. А что касается Парка кованых фигур и фестиваля в городе Донецке, то мы там были - и с успехом представили и свои изделия, и, соответственно, наш город. Я уверен, что и в Сумах при поддержке местных властей можно организовать подобный фестиваль. Кузнецы Сум и области с радостью бы украсили центр города, а заодно и привлекли внимание соотечественников и особенно молодежи к этому мужскому древнейшему и удивительному ремеслу».


Юлия Лесина


газета "Ваш Шанс"



Источник: http://shans.com.ua
Категория: Интересное рядом | Добавил: Moonhause (13.02.2010)
Просмотров: 1728 | Теги: ковка, Кузнечное дело, мастера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: