В моей жизни все самое интересное и значительное случается
«вдруг», когда этого совсем не ждешь. Так было и в этот раз, когда состоялась
моя первая встреча с небом.
Заехали друзья.
Пригласили подышать свежим воздухом вдали от мегаполиса и обещали сделать сюрприз в одной из «холмистых» точек
Сумской области. Дали на сборы минут двадцать и забрали с собой. Ехали. Шли. Дотопали до палаточного
лагеря. Огляделась. Мой взгляд исподлобья озадачил приглашающих. Он говорил о
том, что никакого хвойного леса и речки (которые я так люблю, и которые ожидала
увидеть) по близости не было. Впрочем, немного остыв, я уже с интересом всматривалась в
предложенный ландшафт и видела ближние и дальние высокие и крутые холмы, а на
них то там, то здесь, виднелись, словно
рассыпанные хатки, стога сена, церковь, кладбище, огороды и фруктовые сады…Остаток дня и вечер прошли
незаметно. А ночью над этим удивительным местом «открылась бездна звезд полна».
Возле палатки появился телескоп. И неспроста. А
потому, что люди, населявшие палаточный городок - дружная компания (молодежь от 21 до 27 лет) - это бывшие
воспитанники кружка астрономии при Сумской станции юных техников, любящие небо
и звезды. В ту ночь мы смотрели на испещренную кратерами луну. Она все время ускользала от нас: продолжала (незаметный человеческому глазу)
свой ход вокруг Земли. Приходилось снова настраивать телескоп и снова с
нескрываемым интересом рассматривать увеличенный в 50 раз спутник нашей планеты.
Вот это был сюрприз! Оказалось, что это было предсюрпризье. Сюрприз ждал меня
утром.
После завтрака ребята взяли какой-то огромный рюкзак и со
словами: «Там сюрприз!» потащились на самый далекий холм. Я за ними. Минут
через пятнадцать содержимое рюкзака распласталось на траве, а через двадцать,
вся эта, казалось, бесформенная ткань, со множеством канатиков, взмыла ввысь и
превратилась в параплан! В красивый, сверхлегкий летательный аппарат, который
парил над землей, как птица, а управлял им
27-летний сумчанин Саша, его хозяин, пилот с 4-х летним стажем. Глядя на
то, как свободно и легко (как на качелях) летит над миром этот парень,
думалось, что наконец-то, человечеству удалось таки вычислить формулу крыла! А
сколько об этом мечталось! Славянский (и не только) фольклор, просто переполнен
летательными аппаратами. В любой сказке
нет-нет, да и пролетит какая-нибудь личность то в ступе, то на метле, то на
ковре-самолете или ладье, а то и просто с пропеллером на пояснице. А сколько
столетий понадобилось! Самолет, парашют. И вот он – параплан. Говорят, что идея
создания парапланов появилась у скучающих парашютистов. Тогда, когда самолетов
по каким-то причинам не было, а летать хотелось. Потому, заранее открыв
парашют, они сигали со скалы. Многие неудачно. Так было до 1964 года, пока
американский конструктор Снайдер не изобрел парашют – крыло. То есть параплан.
Аппарат способный скользить относительно воздуха, пилот которого мог
поворачивать его в любую сторону и контролировать скорость… Но вернемся на
холм. Следующим желающим побывать между небом и землей был Любомир. Молодой
человек высокого роста, весом под 90
кг. Ну, думаю, выдержит ли его параплан, взлетит ли?
Ткань такая тонюсенькая, а стропы худюсенькие? Как выяснилось, ткань действительно тонкая и
легкая. Имеет вес 42-43 гр на метр ( для сравнения: плотность бумаги
используемой на принтере 80 гр на метр). Ну а одна парапланерная стропа
толщиной в 1,5 млм выдерживает нагрузку около 120-150 кг! «Готов? Пошел!» Ну
вот, еще одна птица в небе. Правда его занесло к низу и приходилось облетать
деревья. Как устроено это «крыло»? Об этом можно только догадываться.
Ответ, наверное, потянет на докторскую десертацию по физике. Следующей
стартовала 20-летняя Катя. Пошла красиво, ровно и далеко, как по начертанному! Приземлилась
недалеко от проселочной дороги. Пока она карабкалась к нам по склону (на высоту, приблизительно, 9- этажного дома) меня слегка потрусил
товарищ «мандраж». Одолевали сомнения: справлюсь ли с управлением, не забуду
инструктаж? Но потом, отогнанный доводами Саши и Жени ( самыми опытными из всех
нас) о том, что параплан – самый безопасный из всех видов летательных
аппаратов, «мандраж» отступил. В конце концов – это ж не с самолета прыгать!
Здесь не смертельная высота и параплан взлетает уже открытым.
Параплан разложен на траве. Поднявшийся ветер валяет его
края. Одеваю систему с мягким диванчиком на заднице. Пристегиваюсь. Просовываю
руки в клеванты. Страха нет. Он уступил место любопытству – как же там на самом
деле? «Готова?» Готова!. Бегу по склону.
Ну, с Богом! Отрываюсь от земли. Сила ветра подымает меня вверх и я лечу-уу!
Ветер в ушах, ветер вверху, внизу, в руках и ногах. Он везде. Здесь так ощутима его власть. Смотрю вперед
на поля и домики. Привыкаю к новым
ощущениям. Совсем не страшно. Только уж больно я сосредоточилась. Если бы рядом пролетела птица, она бы здорово
повеселилась, глядя на мои, наверное, выпученные от этого самого сосредоточения глаза и на вцепившиеся мертвой
хваткой в клеванты руки. «Дерево!» - кричит где-то внизу Сашка. Ага. Дерево
слева. Дергаю правую клеванту. Получилось!
Лечу как птица. Наслаждаюсь полетом. Как все-таки здорово летать!
Недолго длилось счастье. Меня резко уносит вверх, потом вниз. Потом снова вверх
и опять вниз. Казалось, от такой болтанки мои внутренности таки выйдут
прогуляться…Эй! Кто-нибудь! Как теперь управлять аппаратом? Это я думаю.
Кричать нет смысла – не услышат. На холме тоже молчат. Просто ждут…К счастью,
термические потоки сжалились, я пошла на снижение и тут с невиданной ( как мне показалось) скоростью
прямо на меня катилась земля…Чмякнулась и завалилась на бок (довольно удачно:
никаких травм). Лежу на земле. Смотрю в небо. Вдруг из-за холма прямо на меня
планирует аист. Большой, взрослый. Смотрит своими черными глазами-бусинками, и
словно говорит: « Что, трудно быть птицей?»
Спокойно и величественно планирует дальше на своих красивых длинных крыльях. Первый раз, наверное, трудно. Но
интересно. Только вот быстро. Думалось, что на земле меня так долго не было!
Оказалось, в роли птицы (вместе с приземлением и, даже, с взглядом в небо) я
была от силы полторы-две минуты! А мастера – парапланеристы видят землю с
высоты птичьего полета 2-3 часа, достигая расстояния в 50 км! И таких
«человеков-птиц» около 40 тысяч на
планете.
Тащусь на холм, вспоминаю свои позитивные ощущения в небе, и
думаю о том, что не зря этот зрелищный и романтичный вид спорта сегодня
популярен во всем мире. Однако, в Украине, несмотря на то, что отечественные парапланы (которые производятся уже не первый год) хорошо знают за рубежом, парапланерный спорт,
к сожалению, выглядит как в анекдоте: «Ты кролика видишь?» «Нет». « А он есть!»
Все как всегда упирается в финансы ( самый дешевый параплан стоит 1-1,5 тыс.
евро), в отсутствие государственной поддержки, в другие факторы. Но стремление
вперед, вверх, к небу, еще никто не отменял. Потому все и держится на
романтиках, энтузиастах, подвижниках. На тех, чьи взгляды, мечты и крылья,
несмотря ни на что, уходят в небо.
Юлия Лесина
газета "Ваш Шанс"
Источник: http://shans.com.ua |