Бессмертный Карден
В кабинете Пьера Кардена в Париже стоит большой глобус. Легендарный кутюрье любит крутить его.
Он с особой гордостью говорит, что на Земном шаре практически не осталось мест, где бы не покупали продукцию под маркой «Карден». И не только роскошную одежду. Карден талантлив во многом и предприимчив: он запатентовал более 500 дизайнерских изобретений - в области моделирования одежды, в архитектуре, транспорте, в сфере рекламы товаров и всякого рода зрелищ. Сегодня 160 миллионов людей на всех континентах приобретают продукцию с маркой «Карден», а годовой оборот этой фирмы - примерно 12 млрд. долл. Сам человек-бренд, отметив 2 июля свое 90-летие, полон планов и новых проектов. Обладатель 24 престижных международных и французских наград, член французской Академии изящных искусств, он уже давно стал бессмертным (именно так относятся во Франции к почетным академикам). Однако трудоголик и баловень судьбы не сбавляет темп и в свои 90 неплохо выглядит.
Как венецианец стал парижанином
«Я родился летом 1922 года. Мой отец был небогатым виноделом из местечка Сант-Андреа-ди-Барбарана, что под Венецией, - рассказывает Карден о себе. - Семья была многодетной. Мои родители, не принимавшие Муссолини с его фашистскими идеями, решили уехать из Италии во Францию. Так венецианец Пьетро Кардини стал французом Пьером Карденом. Учеба в школе меня мало интересовала. Куда интереснее было листать модные журналы, на покупку которых уходили все мои карманные деньги, и рисовать на любом клочке бумаги фантазийные костюмы, лепить и одевать в клочки материи всевозможные фигурки. Когда мне исполнилось двенадцать, я устроился на летних каникулах учеником-портняжкой в мастерскую к Луи Бомпюи, державшему пошивочный салон в Сент-Этьене. Много лет спустя я приобрел это ателье... В годы войны я переехал в Виши и сумел устроиться бухгалтером в контору Международного Красного Креста. Именно в ту пору я полюбил язык цифр: и по сей день всегда лично подписываю все счета в моей парижской штаб-квартире, перепроверяю каждую цифру...
Я все-таки не оставлял планов покорить Париж. В 1945 году я зашел в знаменитый тогда Дом мод «Пакен». Мои эскизы понравились французским художникам по одежде (слова «дизайнер» тогда и в помине не существовало), и я вскоре стал настоящим парижанином. Как известно, в начале ХХ века с Жанной Пакен активно сотрудничал великий русский театральный художник Леон Бакст. А в конце войны в модный дом «Пакен» в роли главного творца идей пришел Кристиан Диор. Диор взял меня на самую незначительную должность - я был раскройщиком, - но очень быстро он почувствовал мой творческий потенциал и, когда начал работать самостоятельно, приблизил к себе. «Мой маленький Пьер», - так Кристиан называл меня. По большому счету я месье Диору весьма благодарен. Он не мешал мне расти, развивать мои идеи. Я видел, что платья, предлагаемые женщинам Диором и Эльзой Скиапарелли, в чьем модном доме я тоже одно время работал, непрактичны, вычурны и претенциозны. Придя в ресторан в таком наряде, женщина была вынуждена занимать сразу два стула, не говоря уже о том, чтобы проехаться в нем в метро или полететь в самолете. Автомобили становились все меньше, а платья у Диора - все больше... Я первым объявил: «Долой от-кутюр, роскошь для избранных! Да здравствует прет-а-порте, мода для всех!»
Черные колготки и другие революции Кардена
Через несколько лет работы в Christian Dior Карден, поднабравшись опыта и лоска, почувствовав свою силу, решается открыть свой бизнес. Так появляется «Дом Кардена» и два фирменных магазина «Адам» и «Ева». Вот как об этом вспоминает сам модельер: «Первое время разрабатывал театральные костюмы. Весьма успешно, надо сказать. Неспроста моими клиентами были многие тогдашние парижские звезды: Морис Шевалье, Мистингетт, Жан Маре... Однако амбиции мои шли куда дальше. Я хотел создавать предметы роскоши, доступные для всех. Первая же моя коллекция - так называемые платья-шары - стала в 1953 году оглушительным успехом. А в 57-м меня приняли в Синдикат высокой моды после представления полной коллекции одежды из 120 моделей, оригинальность которой поразила всех. Да, когда-то я был самым молодым французским кутюрье, а теперь считаюсь патриархом...»
Начало 1960-х годов - звездный час Пьера Кардена. Именно тогда он совершает несколько революций в мире моды, первая из которых связана с колготками. Это сегодня черный цвет чулок и колготок для нас привычен. Но на заре 60-х черный цвет чулок считался верхом неприличия, если женщина надевала их раньше семи часов вечера! Только телесный цвет для приличных дам! И когда, демонстрируя коллекцию прет-а-порте, модели Кардена вышли на подиум в черных колготках - разразился скандал. Публика восприняла это как пощечину общественному вкусу. Однако нужно было быть Карденом и продолжать настаивать на своем. В конце концов женщины поняли, что черные колготки на каждый день - это очень практично! Второй революцией 1960-х стал выход на подиум мужчин. Карден стал первым дизайнером, который рискнул показать коллекцию модной одежды для сильного пола. До этого мужчины просто заказывали костюмы у портных. Фасоны при этом могли не меняться десятилетиями. Третья революция - создание одежды для повседневной носки. В 1960-80-х годах Карден первым назвал духи своим именем, первым стал использовать в своих коллекциях джинсовую ткань, придумал стиль одежды «унисекс» и начал заниматься одеждой для молодежи и детей. А женщинам Карден подарил цветные колготки. Он - автор мини-сарафанов, платьев-бочонков, юбок-тюльпанов, мешковидных платьев, зауженных к низу и собранных тесьмой, высоких сапог и еще многих новшеств. Благодаря его фантазии парни всего мира носили длинные френчи, галстуки в цветочек, узкие брюки на пуговицах, первоначально, кстати, сшитые для группы «Битлз». Многие знаменитости - звезды французского и мирового кино, европейские, американские, советские политики и их жены (включая Раису Горбачеву) считали престижным одеваться у Кардена. И только одной актрисе удалось заполучить не только эксклюзивные наряды, но и их гениального создателя.
Жанна Моро, или Четыре года счастья
Во Франции ее называют не иначе как La Grande Moreau - Великая Моро. И по сей день она остается одной из самых элитарных актрис Франции и мирового кино. Ее золотой век в кино и театральном искусстве совпал с расцветом творчества Кардена. Это был роман двух выдающихся людей эпохи, который, к сожалению, закончился, но о котором Карден с особым чувством говорит так: «Жанна - это нечто особенное. Умна. Возвышенна. Чувственна... Жанна была и остается единственной Женщиной в моей жизни, той единственной, которую я любил. Она тоже остается мне верна. По крайней мере, в том, что касается одежды «от Кардена». Кстати, мы с ней и познакомились на этой почве. Однажды после съемок фильма, где Жанна играла в одном из моих костюмов, она приехала ко мне в ателье и заявила: «Знаете, Пьер, мне бы хотелось, чтобы вы занялись моим гардеробом». С тех пор вот уже более 40 лет я ее одеваю. В период наших отношений мы вели абсолютно сумасшедший образ жизни». Чтобы ближе познакомиться с Карденом, Моро забронировала места во всех самолетах и ждала его, дабы подняться на борт того лайнера, в котором полетит он в Стратфорд-на-Эйвоне на театральный фестиваль. «Он был неотразим во всем, - вспоминает актриса. - Под его руками все выглядело иначе, элегантно. Даже накрытый к ужину стол был лишен обычной банальности. Сказать, что мы подходили друг другу, - значит не сказать ничего. Это было какое-то божественное предназначение...» «Мы торопились жить, все успеть, но не смогли при этом сберечь главное - наши чувства, - говорит сегодня Карден. - К этому нужно добавить и то, что мы с Жанной не могли иметь детей. Ей была сделана операция, которая, к сожалению, привела к бесплодию. Пожалуй, отсутствие детей - это и есть главное, о чем я жалею в своей жизни».
Карден и СССР
В 1963 году Пьер Карден побывал в Союзе в первый раз: «Честно говоря, мне давно хотелось понять, что такое коммунистический рай. Но идти в посольство СССР за визой я боялся: чего не придумают против модного художника эти красные комиссары?! Помогла моя хорошая знакомая, знаменитая художница Надя Леже. Уроженка Белоруссии, вдова великого мастера живописи Фернана Леже, она подарила мне входной билет в огромное советское культурное пространство - организовала мою встречу в Москве с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. После этого высокого рандеву у меня в Москве все пошло как по маслу. Но поразила мрачность столицы, боязнь людей общаться с иностранцами, серость толпы на улицах... В общем, я с радостью вернулся в мой проклятый большевиками парижский «капиталистический ад». Я начал периодически летать в Москву и со временем нашел в ней много хороших друзей: Майю Плисецкую, Родиона Щедрина, Андрея Вознесенского, Марка Захарова...» После того как Карден привез в Париж театр «Ленком» с постановкой «Юнона и Авось» - во Франции его стали называть «красным кутюрье». Впрочем, Кардену это ничуть не повредило. И он по-прежнему летал в Москву, по его эскизам шили костюмы к балетам с участием Плисецкой. А в 1998 году, к столетнему юбилею МХАТа, кутюрье создает модели одежды в стиле «Чеховские женщины».
Категорически независимый
Он пьет чай и минеральную воду, названные его именем. Спит на белье, носящем его марку, носит «свои» костюмы, галстуки, туфли и рубашки, живет в домах, построенных по собственным проектам (к примеру, невероятный по архитектуре круглый дом из нестандартных материалов «Мыльный пузырь» расположился на побережье французских Канн). Пользуется мебелью, выполненной по «наброскам Кардена», и в собственных ресторанах (Карден владеет сетью ресторанов «Максим» по всему миру) ему подают тарелки, каждая из которых является частью его бренда. Большая часть недвижимости в центре Парижа принадлежит Кардену, а его штаб-квартира выходит окнами на резиденцию французского правительства. Но счастлив ли он? «Словно Пигмалион, я создавал десятилетиями женскую красоту, а сам остался без наследника. Я единственный в мире кутюрье, которому на сто процентов принадлежит его марка. Я - свободный электрон. Я уникален потому, что категорически независим. Но при этом мне некому оставить мир, который я сотворил», - с грустью говорит Пьер Карден...
Подготовила Юлия Лесина материал печатался в газете "Ваш шанс"
Источник: http://газета "Ваш шанс" |