Юлия Лесина
 
журналист, сочинитель песен и детских сказок
 

Меню сайта


     

Пятница, 19.04.2024, 00:10


Главная Регистрация Вход

Категории раздела
Музыка [9]
Театр [4]
Кино [0]
Форма входа
Облако
картины небо Параплан полёт экстрим народная медицина пчёлы улей художники Гаршина ковка Кузнечное дело мастера ребёнок роды бег здоровье спорт джаз искусство Микитенко ТЮЗ юбилей театр Ночные дебаты премьера щепкина Сталкер страйкбол Сумы Художник смирнов Александрочкин Ратнер Ольга Гиря витражи пуантилизм резьба по дереву Семененко Анатолий стиль Тиффани чеканка галерея Академическая Римма Миленкова флористика классика Орест Коваль музыка бах Сумская филармония доспехи историческая реконструкция ролевики америка впечатления путешественника Арт-поле рукоделие творчество фестиваль шешоры концерт Елена Антонец Людмила Скрынник фортепиано Виолончель Клавесин Альфред Шнитке детский фестиваль дом-музей Чехова Чехов выставка Старинные часы Сумы-Арт Бахфест Класическая музыка Органум Бах-фест Барокковая виолончель старинная музыка окарины сопилки старинные скрипки флейты концертирующий пианист полифоническая музыка история уездного города С первый автомобиль в Сумах Эдуард Кайданский жизнь и творчество Пьера Кардена кутерье мода Пьер Карден черные колготки

 
     
Главная » Статьи » Музыка, театр, кино » Театр

Т 19 и ИХ Гамлет


Очевидно, что в последнее время ТЮЗ стал эпицентром самых главных
культурных событий города. На этот раз сумчан ждала выездная премьера
спектакля харьковского Театра 19 «Наш Гамлет» с Бабкиным в главной роли.

Бомбы на пресс-конференции

Признаюсь - для меня это было первое знакомство с Т 19. Очень хотелось узнать, что же это за театр-то такой, о котором в ответ на мои расспросы сумчан от 20 до 50 только один 20-летний молодой человек, широко распахнув от удивления глаза, произнес: «Да вы что - это ж бомба!» И вот сижу в конференц-зале. Жду появления «бомбы». И вижу... совершенно обычных молодых людей в свитерах и джинсах. Их было девять, они имели вид шалящих студентов (кроме режиссера театра Игоря Ладенко, который был серьезен) и держались просто. Даже очень. Вопросы. Ответы. Надо сказать, что все «вопрошающие» (кроме меня) по виду были тоже студентами и напоминали людей, которые молча и почти не моргая созерцают свои божества. Но мой вопрос вывел их из этого транса - создав эффект разорвавшейся бомбы! А я всего лишь попросила рассказать об истории создания театра, почему «19», чем, помимо театра, еще занимаются? Режиссер Ладенко, одним взглядом успокоив разволновавшуюся и шикающую публику, сказал, что не хочет повторяться, и посоветовал обратиться на сайт. После чего молодой человек из «вопрошающих» встал и дрожащим голосом попросил прощения (!) за сумскую периферию, после чего готов был, наверное, упасть на колени, но разговор перевели в другое русло. Меня же задело за живое - не столько подростковый максимализм и фанатизм парня, готового всех порвать за незнание бывшей популярной у молодежи рэгги-группы 5’nizza и ее солиста Сергея Бабкина (который является актером Театра 19 и сыграл не последнюю роль в его популярности), сколько уничижительный смысл, который он вложил в понятие «периферия». Ему бы почитать историю - и он бы с удивлением узнал, что гениальные идеи и люди чаще всего рождались и взращивались именно на периферии и в провинции. И уж потом - кто лбом, кто ногой - открывали парадные входы столиц. Но более всего меня удивила реакция господина Ладенко. Что ж так-то бояться утруждать себя рассказом о главных событиях своей жизненной и творческой биографии?

Но вернемся в конференц-зал. Там говорили о плачевном состоянии украинских театров и творчества в них. По мнению актеров, все государственные театры нужно закрыть и внедрить контрактную систему, как за рубежом. Тогда будет и здоровая конкуренция, и качество, и аншлаги - и людей «не будут мучить искусством». Говорили и о том, с чем приехали, - о новой постановке «Наш Гамлет» (уже в самом названии претензия на особенное прочтение Шекспира). О том, что, как и любой театр, мечтали сыграть эту культовую пьесу. А в будущем готовы привозить новые постановки, потому как им нравится и организация концертов, и сумская публика. А может, запах периферии все-таки сладок? Ведь известно, что Игорь Ладенко родился и вырос в Сумах.

Гамлет без монолога, Гильденстерн - крыса...

И вот - зал ТЮЗа. Театр полон, жаждут поднятия занавеса и выхода актеров Театра 19 - негосударственного профессионального театра, по мнению многих (и судя по аншлагам во многих украинских городах), самого популярного молодежного украинского театра из Харькова. Актерская труппа - в основном выпускники Харьковского института искусств им.Котляревского.

19 - знаковое для них число, приносящее удачу. Впервые они вышли на сцену 19 июня 2000 года. С тех пор не расставались. Гастроли, участие в фестивалях, успех... И уже в четвертый, как оказывается, раз они на сцене гостеприимного сумского ТЮЗа. И вот - занавес. Музыка. С первых шагов актеров по сцене, с первыми манипуляциями с декорациями и светом стало ясно, что это действительно профессионалы, уверенно несущие зрителям свое видение произведения Шекспира, СВОЕГО Гамлета. И, судя по всему, их Гамлет - лирический полубезумный персонаж в коричневом обтягивающем полудетском комбинезончике (а иногда и просто в трусах) - как мне увиделось, иллюстрировал сюжет по Шекспиру. Он был прекрасен, но он не был тем многогранным и глубинным по психологизму образом, который раскрывается всеми своими гранями, как у настоящего Шекспира (к которому за века привык зритель). Их Гамлет - это, по-моему, Клавдий (и по количеству монологов тоже). Быть может, режиссер хотел сказать, что время Гамлетов ушло? Сегодня миром правят только Клавдии?

Все увиденное было полно загадок, символов, знаков. Здорово было показано, как «железная» Гертруда «умывает руки», как Клавдий упивается лучами славы (интересная находка со сверкающим, шелестящим занавесом). Необычно входил в транс Гораций (Сергей Савлук), говоря голосом убиенного короля. Приятный эпизод с флейтой, оригинальная находка - Розенкранц с бутафорской крысой по прозвищу Гильденстерн. И, конечно же, сцены с участием символа смерти - серого савана-пиджака. Все это зритель должен был анализировать и додумывать замысел режиссера, как бы вовлекаясь в творческий процесс. А еще в уме в нужных местах прочитывать бессмертные шекспировские монологи - которых в данной постановке почти не было. Вместо них - сосредоточенно-загадочное молчание актера. Но многим ли удалось додумать? По-моему, зрителям было и некогда. Ведь на сцене творилось нечто. Актеры (одетые в условные, осовремененные одеяния, подчеркивающие характер и назначение персонажа) представляли такое! Впервые за свою жизнь я увидела зал, который на протяжении всего (!) спектакля практически не дышал, был заворожен и будто пригвожден к месту. Это было тем более удивительно при том, что 98% зрителей составляла молодежь от 18 до 25!

Заворожены - и понятно почему. Актеры поражали пластической выразительностью всего тела и мимикой, особенно Гамлет (Сергей Бабкин) и Клавдий (Олег Дидык), Розенкранц и гробовщик (Юрий Николаенко). Делали сальто (Лаэрт - Павел Алдошин), запрыгивали, как на коня, верхом, скрючивались... А как эффектно волоком протащили по сцене обезумевшую Гертруду (Наталья Иванская)? Молодежный зал не мог не отреагировать и на сцену безумия нежной и практически обнаженной Офелии (Снежана Вартанян). Еще раз скажу о мимике актеров - до ужаса гротескной, создающей гиперболизированные образы, просто сумасшедшие по энергии. В определенный момент я испугалась, потому как показалось, что Дидык вот-вот сойдет с ума... Или с ума сойдет зритель.

Но все вовремя закончилось смертью (игровой). И короли, и гробовщики перед ее лицом стали одинаковы. Сидели в один ряд в серых саванах-пиджаках и инфернально смотрели вперед, словно отвечая Гамлету на его сакраментальный вопрос: «Все сгнило в датском королевстве, а потому - не быть!» Выпученные глаза Клавдия, психопатические конвульсии боящейся возмездия Гертруды - эти маски еще долго сменяли одна другую в моем воображении. Маски... Вот оно! Это было живое представление, бьющее по нервам, восхищающее мастерством и молодостью и профессиональным владением телом. Это было то, чего, наверное, хотел выдающийся режиссер и театральный реформатор Всеволод Мейерхольд ровно сто лет назад! Все виденное - как практическое воплощение его идей. И, похоже, является востребованным в данный период времени. Востребованным нынешней сверхэмоциональной и техногенной, воспитанной на американских экшенах молодежью. Им это нравится. И надо отдать должное Театру 19 - хотя бы потому, что своим талантом и сумасшедшей энергией заставляют думать молодежь и приучают к походам в театр. Мейерхольд, наверное, улыбнулся бы своему магистру (Игорь Ладенко закончил режиссерскую магистратуру при Центре Вс.Мейерхольда в Москве), и может даже - совершенно заслуженно - похлопал бы его по плечу. Впрочем, мне было бы интереснее мнение Станиславского. Потому как мне во всем увиденном не хватало ДУХОВНОЙ отдачи, ГЛУБИНЫ актерского переживания и проживания, раскрытия образов, тепла и душевности. Как видите, извечный спор приверженцев Мейерхольда и Станиславского, похоже, имеет место и 100 лет спустя. Впрочем, это мое впечатление и мнение. А свое собственное вы составите - придя на следующие спектакли Театра 19. А они обязательно будут - ведь таких талантливых и взрывающих своим мастерством ребят здесь действительно ждут.


Юлия Лесина

статья публиковалась в газете "Ваш Шанс"

Категория: Театр | Добавил: Moonhause (16.02.2010)
Просмотров: 912 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: