Юлия Лесина
 
журналист, сочинитель песен и детских сказок
 

Меню сайта


     

Пятница, 18.06.2021, 14:04


Главная Регистрация Вход

Категории раздела
Музыка [9]
Театр [4]
Кино [0]
Форма входа
Облако
картины небо Параплан полёт экстрим народная медицина пчёлы улей художники Гаршина ковка Кузнечное дело мастера ребёнок роды бег здоровье спорт джаз искусство Микитенко ТЮЗ юбилей театр Ночные дебаты премьера щепкина Сталкер страйкбол Сумы Художник смирнов Александрочкин Ратнер Ольга Гиря витражи пуантилизм резьба по дереву Семененко Анатолий стиль Тиффани чеканка галерея Академическая Римма Миленкова флористика классика Орест Коваль музыка бах Сумская филармония доспехи историческая реконструкция ролевики америка впечатления путешественника Арт-поле рукоделие творчество фестиваль шешоры концерт Елена Антонец Людмила Скрынник фортепиано Виолончель Клавесин Альфред Шнитке детский фестиваль дом-музей Чехова Чехов выставка Старинные часы Сумы-Арт Бахфест Класическая музыка Органум Бах-фест Барокковая виолончель старинная музыка окарины сопилки старинные скрипки флейты концертирующий пианист полифоническая музыка история уездного города С первый автомобиль в Сумах Эдуард Кайданский жизнь и творчество Пьера Кардена кутерье мода Пьер Карден черные колготки

 
     
Главная » Статьи » Музыка, театр, кино » Музыка

Музыка эпохи барокко в исполнении шведов и россиян

Bach-fest

 

Эпоха барокко в Сумах

 

Уникальные исполнители нынешнего сезона пообещали непременно вернуться к нашей уникальной публике

 

Минувшая неделя в нашем городе прошла под знаком музыки, и прежде всего музыки барокко. Сумской Бах-фест благодаря неутомимости организаторов, щедрости и пониманию меценатов и спонсоров и вопреки всем экономическим «негараздам» в нашей стране набирает силу в количественном и качественном отношении и становится все более популярным как среди сумских зрителей, так и среди приезжающих музыкантов. И это прекрасно! Ибо отрадно видеть аншлаг, ощущать мощь аплодисментов переполненного зала (заметим, роскошного зала областной филармонии), слушать хороших музыкантов из разных точек Земного шара. На сей раз это были Йоганн Труммер из Австрии, камерные ансамбли из Швеции и России, клавесинистка Елена Чупахина из Санкт-Петербурга и, конечно же, киевские и наши, местные музыканты. Следует отметить, что отличительной особенностью этого фестиваля было невероятное количество скрипачей (Кирилл Стеценко, г.Киев; Назар Кожухар, г.Москва; Игорь Полесский, г.Шостка; а также солисты камерных ансамблей Киева, Новосибирска и Швеции). Другой особенностью стало по-настоящему королевское шествие ренессансной и барокковой музыки.

Первая встреча с музыкой ХVI-ХVIII столетия состоялась на концерте камерного ансамбля Perola Barocca из Киева. Молодой коллектив сумел настроить уши и души слушателей на правильное восприятие музыки Куперена, Люлли, Фрескобальди, Уччеллини. Музыканты перенесли сумчан в другую эпоху, в другую эстетику. И уши современников, привыкшие к грохоту цивилизации, к чрезмерной экспрессивности нынешнего бытия, с удивлением улавливали нежность, бархатистость, сдержанность и спокойствие, гармоничную пульсацию жизни давно ушедших веков. Дополнила яркость впечатления солистка-вокалистка Наталья Хмелевская, исполнившая в такой же барокковой манере итальянские канцонетты и шуточные песни. Приятно было узнать, что в этом году наши соотечественники были отобраны (из 55 европейских коллективов!) и с успехом выступили на престижном Международном фестивале старинной музыки в Нидерландах (г.Утрехт).

Вторая встреча с эпохой Барокко и с профессионалами высокого класса, а именно с солистом Московской филармонии Назаром Кожухаром (скрипка) и выпускницей Санкт-Петербургской консерватории Еленой Чупахиной (клавесин) была в субботу. Сумчане имели возможность послушать редко исполняемые произведения И.С.Баха (авторство некоторых из них оспаривается), понежиться в обволакивающих, тембристых и одновременно звонко-полетных звуках барокковой скрипки (с жильными струнами), настроенной, кстати, ниже, чем полагается (не по камертоновому «ля»), оттого, непривычно и особенно загадочно звучащей. А также подивиться столичному шарму, умению держаться на сцене, фантастическому владению инструментом и не усомниться в том, что в мире лучшего академического музыкального образования, чем Московская и С.-Петербургская консерватории, пока еще нет.

 

Магия шведов и сибиряков

 

Третья встреча с музыкой эпохи Барокко и Ренессанса состоялась в воскресенье и оказалась настоящей изюминкой фестиваля. Универсальные музыканты из Швеции (муж и жена Ута Гедике и Пер Маттссон) и камерный ансамбль старинной музыки Новосибирской филармонии Insula Magica («Волшебный остров»), совместно выступающие и колесящие по просторам России и Европы более 10 лет, своим чарующим искусством заворожили и очаровали зрителей. Каждый смог побывать на поле битвы под Полтавой и с помощью музыки (подлинных российских и шведских военных маршей XVIII столетия, звучавших непосредственно на полях сражений), и пояснений музыкантов - представить и ощутить стройную громаду военных рядов Карла ХII и русскую мощь полков Петра I. Услышав грозное звучание войны и русские плачи - стенания матерей и жен, отправляющих своих мужчин на смерть, ради защиты Отечества, сполна проникнувшись трагизмом и патриотизмом, сумчане окунулись и в мирные звуки, извлекаемые из множества копий старинных инструментов (таковых в коллективе более 50). Это и скрипки, и виолы, и виолы да гамба, блок-флейты и рожки, шалмеи и колесные лиры, готические арфы, спинеты и т.д. А удивительные голоса самих исполнителей!.. Оказывается, эти люди - универсальные музыканты (особенно поразили шведы) соблюдают кодекс средневековых трубадуров. Последние, как известно, помимо соблюдения высоких морально-этических принципов должны были владеть не менее чем 9 (!) инструментами, сочинять и декламировать стихи, петь, танцевать, участвовать в спектаклях и т.д. Услышанное сумчанами многообразие тембров, сочетаний инструментов и голосов вместе с мягкостью, обертоновостью и целостной красотой было понятно современникам и отзывалось где-то глубоко в сердце каждого. И этому есть объяснение. Сработала генетическая память. Ведь наши предки пели эти канты и псальмы, слышали эти рожки и флейты. Мы просто вспомнили. И признали простую и понятную, идущую от сердца музыку, в которой говорится о любви, о жизни, о человеческой природе, которая (к сожалению или к счастью?) с веками не изменяется.

Нельзя не сказать и об авторе большинства представленных старинных инструментов. Это житель Ужгорода, уже известный в Украине и за рубежом мастер Степан Тихоненко. Благодаря его напористости, труду и таланту сумчане смогли увидеть старинные диковинки и с их помощью перенестись во времени. Интересно, что по образованию Степан и не музыкант, и не столяр-краснодеревщик, как думали многие, - а врач-педиатр! Он учился делать виолы у одного из известных австрийских скрипичных мастеров и говорит, что в полной мере понимает, как работали Амати, Гварнери, Страдивари. В поисках чертежей не один год приходилось сидеть в библиотеках, а иногда инструменты создавались после изучения старинных гравюр! Похожая история была и с добыванием старинных нот. По словам руководителя ансамбля Insula Magica Аркадия Бурханова, за эти годы, начиная с 1981-го (время создания коллектива), ноты отыскивались в архивах библиотек и музеев, заказывались и с большим трудом привозились из-за рубежа, «переснимались» с дефицитных польских и венгерских пластинок… Однако все это, судя по благодарным откликам сегодняшних слушателей, было не зря. Интерес к старинной музыке - эпохи Средневековья, Барокко, Ренессанса - огромен. Особенно это заметно в Украине.

Всеукраинский тур «Львов - Ужгород - Дрогобыч - Луцк - Полтава - Сумы» тому доказательство. С интересом воспринимают такую музыку и в Западной Европе. Кстати, европейцы исполняют те же произведения очень строго, холодно, рационально. Но когда слышат «русское» эмоциональное, душевное исполнение, говорят: «Вы открыли для нас нашу музыку!» Будучи закрытыми, типично западными музыкантами, они не перестают удивляться умению русских музыкантов «открываться» публике во всю широту души своей. «Мы же не перестаем восхищаться открытостью славянской публики», - сказал Аркадий. А по словам Уты Гедике, именно к такой фантастически душевной, с «большим сердцем» и к умеющей слушать публике они обязательно приедут еще раз. Так что до встречи на следующем Бах-фесте!


Юлия Лесина

статья публиковалась в газете "Ваш Шанс"

 


 

Категория: Музыка | Добавил: Moonhause (14.04.2010)
Просмотров: 1125 | Комментарии: 1 | Теги: окарины, старинные скрипки, старинная музыка, флейты, сопилки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: