Юлия Лесина
 
журналист, сочинитель песен и детских сказок
 

Меню сайта


     

Вторник, 16.04.2024, 20:18


Главная Регистрация Вход

Категории раздела
Музыка [9]
Театр [4]
Кино [0]
Форма входа
Облако
картины небо Параплан полёт экстрим народная медицина пчёлы улей художники Гаршина ковка Кузнечное дело мастера ребёнок роды бег здоровье спорт джаз искусство Микитенко ТЮЗ юбилей театр Ночные дебаты премьера щепкина Сталкер страйкбол Сумы Художник смирнов Александрочкин Ратнер Ольга Гиря витражи пуантилизм резьба по дереву Семененко Анатолий стиль Тиффани чеканка галерея Академическая Римма Миленкова флористика классика Орест Коваль музыка бах Сумская филармония доспехи историческая реконструкция ролевики америка впечатления путешественника Арт-поле рукоделие творчество фестиваль шешоры концерт Елена Антонец Людмила Скрынник фортепиано Виолончель Клавесин Альфред Шнитке детский фестиваль дом-музей Чехова Чехов выставка Старинные часы Сумы-Арт Бахфест Класическая музыка Органум Бах-фест Барокковая виолончель старинная музыка окарины сопилки старинные скрипки флейты концертирующий пианист полифоническая музыка история уездного города С первый автомобиль в Сумах Эдуард Кайданский жизнь и творчество Пьера Кардена кутерье мода Пьер Карден черные колготки

 
     
Главная » Статьи » Музыка, театр, кино » Музыка

«Крики времени» Альфреда Шнитке

Памяти гения

 

 

Сумы 11 декабря радовались снежной зиме, а некоторым горожанам вечером еще и повезло после серых будней окунуться в яркий, гротескный и неповторимый мир музыки Альфреда Шнитке (1934-1998 гг.). Ощущалось, что многие слушатели, заполнившие зал областной филармонии, были подготовленными к восприятию подобной музыки (это музыканты, преподаватели, студенты, люди искусства). Но и не очень-то искушенные в современной музыке и впервые услышавшие произведения композитора, не чувствовали дискомфорта. Этому поспособствовала ведущая - сумской музыковед Виталина Гукова, которая очень деликатно, словно взяв за руку, приоткрыла дверь к пониманию явления Шнитке, рассказав о жизни и творчестве «последнего гения ХХ века». Потому еще до того, как пальцы исполнительниц - сумских пианисток Людмилы Скрынник (солистки Тульской, Куйбышевской и Сумской филармонии - в прошлом, ныне арт-директора продюсерского центра Et cetera) и Елены Антонец (кандидата искусствоведения, доцента кафедры музыкально-инструментального исполнительства СГПУ им.Макаренко) коснулись клавиш, слушатели уже понимали, что их ожидает нечто неординарное.

«Фантасмагория по Гоголю на двух роялях» была неожиданным и никогда ранее (во всяком случае, за последние 35-40 лет) не слышанным и не виденным действом в этом зале. Звучали произведения Шнитке «(Не) Сон в летнюю ночь (не) по Шекспиру», сюита к музыке из кинофильма «Мертвые души», сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка». Если говорить об услышанном (о колоссальных, разнополярных образах и звуках: от обволакивающих и нежных, до режущих, крушащих), то однозначно можно сказать: это мог написать только выдающийся композитор. И даже если кто-то и не представил всех гоголевских персонажей и известных отрывков из «Мертвых душ»: того же тишайшего Акакия Акакиевича, или чиновника уездного города С с постоянно бегающими глазками, или проныру Чичикова, - то спектр эмоций, заложенных автором, был понят и принят большинством. Некогда советские музыкальные критики утверждали, что понимание сложнейшей музыки Шнитке доступно не всем, а со временем она вообще станет неинтересной. Как видим, время отбросило эти доводы. Мы сегодняшние, испытавшие немалую долю социально-экономических, экологических и личных потрясений, ПОНИМАЕМ, о чем кричит и шепчет Шнитке.

Фантасмагория не могла не впечатлить. Все увиденное вызвало у зрителей разные эмоции и мнения. Элементы перфоменса воспринимались неоднозначно. Кто-то считал, что внедрение в классическую музыку,  подобного «современного взгляда» недопустимо. Другие же были очень благодарны исполнительницам за перевоплощения. Еще бы. Завораживающие манипуляции со светом, когда в зале темно и лишь крохотные лучики освещали музыкантам ноты на роялях. Пианистки то декламировали текст, то, надев шляпы, изображали дам гоголевского времени. Произведения дополнялись звуками, производимыми с помощью ударов кистей рук, кастаньет, свистка, метрономов и даже... столовых приборов! Ложки и вилки выкладывались на струны рояля, что придавало особую окраску. Следует сказать, что элементы перфоменса на выставках и концертах - известное явление как в современной Европе, так и в странах СНГ. Корни его - в Средневековье, в искусстве трубадуров, менезингеров... Вспоминали о нем и в начале ХХ века, и в его 30-40-х годах во французских кафе. О смешении видов искусств, света, звука и цвета в рамках одного произведения мечтал и великий Скрябин. Сегодня все это возможно. Однако перфоменс на концертах классической фортепианной музыки в Сумах - это действительно ново. И действительно большая редкость услышать классику, исполняемую фортепианным дуэтом (не в школьных классах, а на большой сцене). Потому сумчанам, увидевшим и услышавшим нечто новое в тот вечер, повезло. 75-летний юбилей Шнитке позади. Впереди - новогодний концерт, где в исполнении Людмилы Скрынник и Елены Антонец прозвучит музыка Моцарта, Равеля, Рахманинова, других классиков, а также музыка современных композиторов петербургской композиторской школы. До встречи 24 декабря в филармонии!

Юлия Лесина

статья публиковалась в газете "Ваш Шанс"



Категория: Музыка | Добавил: Лесина (11.03.2010)
Просмотров: 1177 | Комментарии: 2 | Теги: классика, концерт, Альфред Шнитке | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Ирина Проценко  
0
Прекрасные пианистки! Прекрасный материал! Прекрасный сайт

1 Teraddibiob  
0
Знайшов відлякуюча оголошення і забув навіщо в інтернет зайшов ! Тепер пропоную його до Вашого розгляду : здаю 5-ти кімнатну кімнату в житловому помплексе http://posutochno.donetsk.ua - Донецьк
Одеса Україна . неподалік : нічний клуб , прибережна зона , тенісні корти і Віяло . Житло зі свіжим дорогим ремонтом , червоною дерматиновий меблями ( Китай ) і Одеській високоякісної побутовою технікою .

Имя *:
Email *:
Код *: