Фортепианная палитра и импрессионистические краски заставляли замирать от восторга и благодарности
Пробежаться по эпохам и музыкально-танцевальным пристрастиям минувших веков, услышать танцевальные ритмы, попытаться увидеть лирические, драматические и юмористические образы, запечатленные композиторами ХХ столетия, удалось всем пришедшим 24 декабря в Сумскую областную филармонию. Вечером там давали фортепианный бал. Известный сумской дуэт в составе Елены Антонец и Людмилы Скрынник, а также ведущая концерта музыковед Виталина Гукова представили слушателям программу, состоящую из классических произведений для двух фортепиано . Равель и Дебюсси, Стравинский и Сибелиус, Дж.Гершвин и Пьяцолла, а также современные композиторы петербургской школы запечатлили в своих творениях танцы или воспоминания, связанные с балом и людьми (а то и животными - как, например, "Цирковая полька для молодого слона" непревзойденного Игоря Стравинского), танцующими вальс, польку, танго… Как и на предыдущих концертах, сумчане (благодаря ведущей) совершили экскурс в историю музыки, а также с интересом узнали, откуда пришло к нам слово "бал" и связанный с ним обычай танцевать и веселиться. Обычай, трансформировавшийся в ХVIII-ХIХ столетиях в феерическое и масштабное увеселительное действо для выходцев из высших слоев общества. Впрочем, крестьяне всех стран и народов тоже знали толк в развлечениях! И устраивали деревенские балы на свой лад. Ситуацию деревенских "страданий" (взаимоотношений между сельской молодежью) пианистки (исполняя при этом произведение в четыре руки) мастерски обыграли в одном из номеров программы, принарядившись в деревенские платки и обзаведясь газетным кулечком для семечек. Этот элемент перфоменса напомнил всем о недавнем концерте (подготовленном тем же составом), посвященном памяти А.Шнитке. Потрясение от доселе не слышанной музыки Шнитке и невиданной (и, судя по всему, оправдавшей себя) дерзости - сценического обыгрывания, наводили на мысль, что неплохо было бы повторить программу памяти Шнитке. И не один раз… А 24-го сумчане, затаив дыхание, наслаждались мощной, буквально симфонической фортепианной палитрой, купались в импрессионистических красках Дебюсси, проникались драмой хореографической поэмы Равеля, "Грустного вальса" Сибелиуса, впечатлялись необычным для многих фортепианным звучанием меланхолического и страстного танго Пьяцоллы... И радовались тому, что в нашем городе есть музыканты с великолепной фортепианной школой, чувством стиля, которые пропагандируют современную классическую музыку, современные средства выразительности. Музыканты, которые умеют переносить слушателей в совсем иной, удивительный и тонкий мир. Искренне жаль тех, кто в угоду нескончаемым бытовым проблемам лишил себя возможности повитать в музыкально-образных облаках, побывать в особенной атмосфере, которую создавали Людмила Скрынник, Елена Антонец, Виталина Гукова и Сумская филармония!..
В заключение не могу не сказать: в Европе и Канаде цены на подобные концерты (в зависимости от престижности зала, известности исполнителей) - от 40 до 250 (и выше) евро. Украина, как известно, стремится быть похожей на Европу. И зачастую берет только "самое лучшее". Как знать, может, не за горами тот час, когда концерты классической музыки у нас будут невероятно престижными - и цены соответствующими. Потому, дорогие сумчане, не упустите свой шанс на общение с прекрасным, пока это по карману. Спешите жить разнообразно и красиво! Следующий концерт фортепианной музыки (этих же исполнителей) состоится в конце января. До встречи в филармонии!