Эксперимент и полифоническое кружево Бориса
Зобина
И вот, в донельзя заполненном актовом зале
Высшего училища искусств и культуры им. Бортнянского – долгожданный концерт. И
на сцене человек не изменивший своему профессиональному выбору, успешно
поднимающийся по карьерной лестнице ( конкурс Иерусалимской академии на лучшее
исполнение концерта с оркестром, 1 место, 1999 г), Национальный
конкурс пианистов им. Магды Майерс (1 премия, Негев, 1999), Национальный
конкурс пианистов репатриантов(2 премия,
Тель-Авив, 2002),национальный конкурс
молодых исполнителей 9 2 премия, Иерусалим, 2004), Международный конкурс
пианистов ( 3 премия, Париж, 2000). И, судя по всему, уверенно идущий по жизни
вообще, известный израильский пианист, концертирующий по всему миру, Борис
Зобин. Израильский? Теперь да. Хоть вырос здесь. Ив1995
году с отличием закончил Сумское музучилище ( класс преподавателя Н. В. Божко).
Что ж, вкоторый раз, мы с особой
гордостью подчеркиваем что именно сумская земля взрастила этот талант. И с
особой грустью думается, что ни на что другое она пока не способна. Только
рождать и взращивать. А расцветают пышным цветом( и дают ощутимые плоды)
таланты наших ( теперь уже бывших) соотечественников где-нибудь под солнцем
Израиля, Канады или Парижа… Но не будем об этом. Тем более, что в момент, когда
первые звуки поднялись в воздух и заполнили все пространство ни о чем таком не
думалось, а только о том, что все преходящее, а музыка вечна. И для нее не
существует не национальных, не географических, не языковых и, даже, временных
границ. Пианист Зобин искуссно ткал полифонические кружева и они, казалось,
поднимались куда-то вверх, в не достижимое ДАЛЕКО, достигая, кажется,
Вселенной…
Вечером 5 декабря зал училища собрал,
наверное, всех пианистов города. Здесь были все поколения. И не было не
единого, кто бы не сыграл хотя бы одну прелюдию и фугу из ХТК великого мастера.
Вот уже три столетия «Хорошо темперированный клавир» считается главной книгой
пианистов. Бетховен называл ее «Музыкальной Библией», Шуман говорил ученикам,
что ХТК «должен быть вашим хлебом насущным». Сам же Иоганн Себастьян назвал
сочинения так: «Хорошо темперированный клавир или прелюдии и фуги во всех тонах
и полутонах, касающихсякак терций мажорных,
так терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального
юношества, так и для особого времяпровождения тех, кто уже преуспел в этом
учении. Составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, в настоящее время
великого князя Анхальт – Кетенского капельмейстером и директором камерной
музыки». Это было в 1722 году. А в 2008 году Борис Зобин вот уже в четвертый
раз попытался собрать полифоническую мозаику в общую монументальную картину,
отыграв в рамках одного концерта все 24 прелюдии и фуги из первого тома.
Столичные СМИ , бывшие свидетелями подобных концертов в Киеве, окрестили их
«полифоническим марафоном, а музыканта
Зобина,
человека совершившего «панистический подвиг». Я бы назвала это экспериментом,
который музыкант ставит над самим собой – а хватит ли внутренней концентрации и
душевных сил
чтобы выдержать, не расплескать и донести до
зрителя замысел великого композитора? И эксперимент над зрителями – а смогут
ли, готовы лиохватить эту мощь всю и сразу? Слушая и глядя как руки пианиста удивительно
точно и правильно
«пропевают» все голоса и подголоски, как,
двигаясь по полутонам от одной прелюдии к другой
легко и
свободно исполняют труднейшие места, как заложенные в музыке глобальные символы
и смыслы разворачиваются в воображении слушателей и, как жадно впитывает все
это
почти
не дышащий зал, становилось понятно, что эксперимент, похоже, удался, а время
переосмысления и, возможно нового прочтения музыкального наследия Баха, видимо,
наступило. За что, и, надеюсь, не в последний раз, большое спасибо Борису
Зобину, организаторам и спонсорам Бах-феста!