Вопреки всем негативным прогнозам, он все-таки
открылся! 24-го вечером тринадцатый Баховский фестиваль радушно пригласил всех
желающих послушать, восхититься, насладиться и повитать в облакахс помощью классической музыки. Точнее
сказать, музыки эпохи Барокко. Звучащий
клавесин, барокковая виолончель и редчайшие произведения Телеманна, Векманна,
Фробергера, Лацетти и Баха стали настоящим изысканным праздником для
музыкальных гурманов.Следует отметить,
что в последнее десятилетие интерес к подобной старинной музыке в странах
Западной Европы заметно возрос. Создаются не только трио, ансамбли, но и целые
барокковые оркестры. Слушать старинную музыку стало очень модно. И, безусловно,
полезно. Ведь как важно, приучить уши наших современников ( живущих в
постоянном грохоте цивилизации) к работе в другом режиме. В таком, при котором
можно научиться слышать тончайшие музыкальные краски, тона, бархатистость
тембров. Все тобогатство и роскошь, которуюслышали двести лет назад.Надо сказать, что в этом отношении сумчанам
повезло. В минувший понедельник сосцены
ТЮЗа звучал двумануальный клавесин ( современная копия старинногоинструмента, хранящегося в Эдинбургском
музее музыкальных инструментов) и настоящая барокковая виолончель, возраст
которой 211 лет! А играли на них
музыкантыиз Польши Анна Катиньска и
Марцин Свёнткевич. Впрочем, в последнее время география перемещенийэтих польских граждан выходит далеко за пределы их Родины. Анна,
после окончанияАкадемии музыки в г. Катовице,
учится в Берлине в «UniversitatderKunste». Участвует она также и в
различных европейскихмастер-классах
старинной музыки, гастролирует с ансамблем старинной музыки «Parnassos», с
известнейшим в Европе и мире барокковым коллективом «ArtedeiSuonatori» и с
барокковым оркестром «EuropeeanUnionBaroqueOrchestra». Марцин закончил ту же Академию, сейчас учится в Королевской
консерватории Гааги ( в том числе и по классу композиции), участвует в мастер-
классах Европы и Канады, принимает участие в записях симфонического
оркестраПольского радио.В
составе ансамбля старинной музыки «Гаагская придворная музыка» концертирует в
Нидерландах, Германии, Канаде и США.
Профессиональные музыканты пришедшие на
концерт, затаив дыхание, следили за каждым взмахом смычка и каждым
прикосновением к клавишам, восхищались великолепнымизвуком, техникой, манерой, чувством стиля и,
конечно же, превосходным ансамблем. Любители музыки, наверняка заметили, что
уклавесина не одна, а две клавиатуры
(мануалы) и что виолончель удерживается не шпилем, как у современных
инструментов, а всего лишь ногами. Именно так в старину держали виолу де гамбу
и виолончель. И это, должна заметить, довольно сложно. А обычные зрители,
настроив своиуши на восприятие этой
необычной музыки ( сила звука и тембры клавесина и барокковой виолончели
отличаются от всех других), с помощью своеговоображениясмогли перенестись в
эпоху европейского Барокко ( ХVII – ХVIII век) в период роскоши, торжественности и пышной
вычурности. Могли представить дам в пышных платьях (на каркасе из китового уса),
с прическами «фонтанж» и характерными«мушками» на щеках, кавалеров в расшитых золотом камзолах итуфлях с золотыми пряжками ( кстати,
туфливпервые появились именно тогда).
Балы-маскарады с фейерверками, прогулки аристократов на лошадях или сельские
пейзажи в пригороде Парижа и простых
крестьян пасущих стада овечек… И все это с помощью воображения и музыкальных звуков, таких-же, которые слушали
двести лет назад. После концерта приятно
было видеть, как слушатели покидают зал
в приподнятом настроении.Они выглядели
отдохнувшими от суеты, повседневных проблем и коллизий. Они не посещали дорогих спа-салонов. Они
просто пришли на концерт.За что спасибо
Музыке, музыкантам и организаторам Бах-феста.«Как хорошо, что у нас есть такой фестиваль!»,- говорили сумчане. До
встречи на концертах!