Вопреки всем негативным прогнозам, он все-таки открылся! 24-го вечером тринадцатый Баховский фестиваль радушно пригласил всех желающих послушать, восхититься, насладиться и повитать в облаках с помощью классической музыки. Точнее сказать, музыки эпохи Барокко. Звучащий клавесин, барокковая виолончель и редчайшие произведения Телеманна, Векманна, Фробергера, Лацетти и Баха стали настоящим изысканным праздником для музыкальных гурманов. Следует отметить, что в последнее десятилетие интерес к подобной старинной музыке в странах Западной Европы заметно возрос. Создаются не только трио, ансамбли, но и целые барокковые оркестры. Слушать старинную музыку стало очень модно. И, безусловно, полезно. Ведь как важно, приучить уши наших современников ( живущих в постоянном грохоте цивилизации) к работе в другом режиме. В таком, при котором можно научиться слышать тончайшие музыкальные краски, тона, бархатистость тембров. Все то богатство и роскошь, которую слышали двести лет назад. Надо сказать, что в этом отношении сумчанам повезло. В минувший понедельник со сцены ТЮЗа звучал двумануальный клавесин ( современная копия старинного инструмента, хранящегося в Эдинбургском музее музыкальных инструментов) и настоящая барокковая виолончель, возраст которой 211 лет! А играли на них музыканты из Польши Анна Катиньска и Марцин Свёнткевич. Впрочем, в последнее время география перемещений этих польских граждан выходит далеко за пределы их Родины. Анна, после окончания Академии музыки в г. Катовице, учится в Берлине в "Universitat der Kunste". Участвует она также и в различных европейских мастер-классах старинной музыки, гастролирует с ансамблем старинной музыки "Parnassos", с известнейшим в Европе и мире барокковым коллективом "Arte dei Suonatori" и с барокковым оркестром "Europeean Union Baroque Orchestra". Марцин закончил ту же Академию, сейчас учится в Королевской консерватории Гааги ( в том числе и по классу композиции), участвует в мастер- классах Европы и Канады, принимает участие в записях симфонического оркестра Польского радио. В составе ансамбля старинной музыки "Гаагская придворная музыка" концертирует в Нидерландах, Германии, Канаде и США. Профессиональные музыканты пришедшие на концерт, затаив дыхание, следили за каждым взмахом смычка и каждым прикосновением к клавишам, восхищались великолепными звуком, техникой, манерой, чувством стиля и, конечно же, превосходным ансамблем. Любители музыки, наверняка заметили, что у клавесина не одна, а две клавиатуры (мануалы) и что виолончель удерживается не шпилем, как у современных инструментов, а всего лишь ногами. Именно так в старину держали виолу де гамбу и виолончель. И это, должна заметить, довольно сложно. А обычные зрители, настроив свои уши на восприятие этой необычной музыки ( сила звука и тембры клавесина и барокковой виолончели отличаются от всех других), с помощью своего воображения смогли перенестись в эпоху европейского Барокко ( ХVII - ХVIII век) в период роскоши, торжественности и пышной вычурности. Могли представить дам в пышных платьях (на каркасе из китового уса), с прическами "фонтанж" и характерными "мушками" на щеках, кавалеров в расшитых золотом камзолах и туфлях с золотыми пряжками ( кстати, туфли впервые появились именно тогда). Балы-маскарады с фейерверками, прогулки аристократов на лошадях или сельские пейзажи в пригороде Парижа и простых крестьян пасущих стада овечек… И все это с помощью воображения и музыкальных звуков, таких-же, которые слушали двести лет назад. После концерта приятно было видеть, как слушатели покидают зал в приподнятом настроении. Они выглядели отдохнувшими от суеты, повседневных проблем и коллизий. Они не посещали дорогих спа-салонов. Они просто пришли на концерт. За что спасибо Музыке, музыкантам и организаторам Бах-феста. "Как хорошо, что у нас есть такой фестиваль!",- говорили сумчане. До встречи на концертах!