Воскресным вечером в роскошном зале общественного собрания
(то есть в филармонии) всё было по-царски: блестело сусальное золото, шелестели
бархатные портьеры, покачивались хрустальные подвески на люстре, читали письма
царя Фридриха II, и
звучал царь инструментов.
Орган давно и по праву считают царём музыкальных
инструментов. Ведь это самый большой духовой клавишный инструмент равных
которому по звуковому богатству нет. Удивительно, но прототипом всей этой
мощной силищи была обычная флейта Пана. Возможно, на ней и играл грек Ктезибий,
который где-то в 228 до нашей эры изобрёл чудо под названием орган. В
Средневековье инструмент усовершенствовался (уже не били кулаками по клавишам,
ибо они стали меньше), был введён в католическую церковь и стал неотъемлемой
частью культуры Западного мира. Не ошибусь, если скажу, что для славян
восприятие органных звуков (несмотря на столетия существования) всё ещё
диковинка – удивительная, поражающая воображение, и … не такая родная как для людей
западных. Но всё-таки притягательная. Не случайно 16 декабря зал был полон.
Сумчане жаждали побывать в отреставрированном зале и услышать известнейшую во
всём мире органистку-виртуоза Рижского Домского собора Евгению Лисицину. К
слову, эта женщина-музыкант сыграла более тысячи концертов на территории
бывшего союза. Некоторые сум чане много лет назад слушали Лисицину
непосредственно в Риге. А у многих (если не у всех) в домашних фонотеках
имеются записи Лисициной ( для фирмы «Мелодия» Евгения Лисицина записала их
более 20-ти). И по оценке газеты «Комсомольская правда» они считаются самыми
популярными записями классической музыки в России.
Ну а в Сумах 16-го исполнялись отнюдь не
популярные, точнее сказать малоизвестные широкому кругу слушателей произведения
Баха. XVIIвек
запечатлённый в звуках рукой великого полифониста на несколько минут заглянул в
век XXI-й. Однако с первых тактов хоральной прелюдии стало
ясно, что для органа перепитии с переносом не прошли бесследно. А возможно виновна
смена температур и похолодание – большинство верхних и некоторые средние
регистры жутко фальшивили. Чуть позже видимо согретый человеческим теплом
инструмент зазвучал по царски: то грозно карая – так что содрогались стены, то
милуя- струились и вибрировали
невероятно нежные и как-бы засурдиненные флейтовые звуки. После концерта
сумчане оживлённо делились впечатлениями. Для кого-то с переносом инструмента
на новое место пропало былое качество звучания, а кто-то этот уют и роскошь не
за что не променяет на просторы и вечную мерзлоту Троиц кого собора. Но,
безусловно, все были едины во мнении: то что имеем – прекрасно и спасибо за
этот праздник музыки!