В то, что этот выдающийся музыкант современности выйдет на
сцену сумской филармонии, просто не верилось. Сомнения в том, что победитель
конкурса П. И. Чайковского в Москве ( кстати, самый юный за всю историю
конкурса – в 1978 году ему было всего 17 лет!) и всевозможных конкурсов по
всему миру, музыкант, исполняющий практически всю музыку, когда-либо написанную
для виолончели, дающийконцерты во многих странах, играющий с такими
выдающимися пианистами как В. Афанасьев, М. Воскресенский, С. Мильштейн, А.
Диев, Э. Оганесян, скрипачами В.
Спиваковым, В. Третьяковым, С. Стадлером, альтистом Ю. Башметом,
виолончелистами М. Брунелло, А. Рудиным, выступающий под руководством дирижеров
Е. Светланова, Ю. Темирканова, В. Федосеева, Р. Кофманаи многих других, сомнения в том, что он выступит в нашем городе - не покидали многих до последней минуты.Лучшими помощниками в не отпускающих
сомнениях было отсутствие рекламы в сумских СМИ,отсутствие телевидения и полупустой
филармонический зал. Но музыкант вышел исомнения рассеялись. Это был действительно он – знаменитый виолончелист
Александр Князев. Однако Князев, вопреки всем надеждам был без виолончели. Он предстал
перед зрителями всвоем новом амплуа –
какартист -органист. И сумчане имели
возможность слышать самые сложные произведения органной музыки – трио сонаты и
хоральные прелюдии И. С. Баха. Можно смелосказать, что уши наших горожан и стены нашей филармонии никогда не
слышали ничего подобного. Это была редко исполняемаяБаховская полифониявоспроизведенная в по- своему уникальной «князевской»манере.
Музыка не простая для восприятия (даже
дляпрофессиональных музыкантов) и
(несмотря на явную растроенность некоторых органных трубв низком регистре) подарившая ощущения
бесконечного космоса, метеоритов и неведомых галактик…
Интересно, что Сумы не единственный город в Украине, где в
исполнении Князева можно было услышать трио-сонаты Баха. Киев, Харьков, Сумы,
Белая Церковь – города, в чьих концертных залах владычествует царь
инструментов, они то и принимали и слушали Александра Князева, который в скором
времени как органистдолжен участвовать
в Международном музыкальном фестивалев
Монпелье ( Франция) и на всю Европу давать концерт в прямомрадио эфире.
После концерта, несмотря на сильнейшую усталость, музыкант
согласился дать интервью и оказался очень интересным и отзывчивым собеседником,
без какой бы то ни было напыщенности и претензиозности.
-Тяжело ли было овладеть новым инструментом, и с чем связан
такой неожиданный поворот?
- В класс виолончели я поступил в 6 лет. Органом же начал
заниматься в 27. Естественно в таком возрасте трудно постигать науку. Тем не
менее, я закончил консерваторию по классу органа у замечательного педагога
ГалиныКозловой.
Помню как ректор консерватории, принимая документы,
недоуменно спрашивал: «Вы тот самый
Князев? Хотите в класс органа? А зачем вам это нужно?» На что я ответил:
«Просто я люблю музыку, амузыку Баха- особенно. Он, как известно, для виолончели
написал мало, больше всего для органа. Хочу овладеть еще одним инструментом».
Вообще моя первая встреча с музыкой Баха состояласьв возрасте 3-х лет. Я прослушал, наверное,
миллион раз и протер до дыр пластинку с Брандебургским концертом. Видно не
зря.Творчествовеликого мастера прошло через всю мою жизнь.Когда-то зашел в католический собор в Италии и
был потрясен звуками сходящими с небес… Овладев органом – его инструментом, все
видишь уже по-другому. Кстати, в эпоху Ренессанса все музыканты
профессионально владели несколькими инструментами. Сейчас же преобладает узкая
специализация. Я всего лишь вышел за ее
пределы. Но мне очень приятно, когда
меня называют «Человеком Ренессанса».
- Как к вам относятся профессиональные органисты?
- Они меня терпеть не могут. Но это только из зависти. Например,
сегодня в России практически никто не исполняет Баховские трио-сонаты. Потому
что это сверхсложно и, почти всегда, тотальная катастрофа. А я исполняю. А недавно
от Владимира Ивановича Федосеева я получил приглашение сыграть с оркестром
Увертюру Баха. Ни одинРоссийскийорганист не может гордиться такой честью. В
перерывах между виолончельными турне, я даю органные концертыв России, Украине, Германии, Японии. Люди
привыкают к моей новой роли. Никакой шумихи из органных концертов я не делаю,
просто играю в свое удовольствие и живу как свободный художник.
- Ваша жизнь полна путешествий. Если какой-нибудь рецепт,
помогающий быстро прийти в форму после перелетов и переездов?
- Никакого рецепта нет.Наверное, я просто сильный человек и моего здоровья пока хватает.Конечно после некоторых перелетов, например,
из Рио-де –Женейро в Японию – организм просто отказывался что-либо понимать и
принимать такие нагрузки. А вообще я заметил, что где бы я ни был,я все равно живу по Московскому времени.
Потому что родился, учился и вырос в Москве.
- Ваши родители музыканты?
-К сожалению, мои
мама и папа уже в лучшем мире. Мама была
очень хорошим дерматологом, папа – высококлассным инженером. Оба любили музыку,
ходили на концерты. Их родители тоже не были музыкантами. Я один такой. И еще у
меня есть дочь. Она пианистка. Заканчивает аспирантуру при Московской
консерватории.
-Орест Коваль, организатор
Баховского фестиваля в Сумах пообещал, что в октябре этого года вы будете в
Сумах. Можем ли мы надеяться услышать вашу виолончель?
-Не знаю. С
виолончелью не все так просто. Я подписал эксклюзивный контракт с Московской
филармонией. Теперьбез ведома и
разрешения высшего руководства не имею права ни одного звука сыграть за пределами
этого учреждения. В Европе у меня тоже контракты и менеджеры и жесткие условия,
которые я не имею права нарушать. Мне за это деньги платят. ( Ю.Л. - Кстати, в
Европе, концертный гонорар музыканта составляет 6 тыс. евро, в России намного
меньше – 3 тысячи). Что касается приезда с виолончельным концертом вУкраину, то ничего конкретного пока сказать
не могу.
Что ж, поживем – услышим. Во всяком случае, будем надеяться,
что когда-нибудь мы все-таки услышим
волшебные виолончельные звуки Александра Князева, о которых многие (и во всем
мире) говорят как о самых лучших мгновениях в жизни.