Здесь уже не пьют чай и не читают Шекспира. Уже не пахнет
свежей краской и растворителем. Словно опущенные крылья ангела недвижимо лежат
на столе кисти. А картины (так непривычно!) стоят в углу, осиротело прижавшись
друг к другу. Здесь уже не слышно дыхание художника. Он ушел. Мастерская номер
шесть опустела…
29 мая, на 72-м году жизни оставил этот мир замечательный
сумской живописец Юрий Михайлович Александрочкин. На какой - бы то ни было
выставке, его светлые, лирично звучащие полотназаставляли останавливаться и подолгу рассматривать мастерски выстроенную
композицию, линейную перспективу, высококлассное владение палитройили просто, не вникая в специфические
подробности наслаждаться красотой. Спокойствие и гармония, идущие от его картин,
трогали и простых людей и самых известных критиков-искусствоведов.
Каким был человеком, как прожил жизнь? Ответы на эти вопросы наверняка хотели бы
получить все сумчане, почитатели таланта мастера.
Рассказывает сын художника, 41-летнийАлександр Александрочкин:
- В жизни папа был
человеком долга и никогда не подводил тех, кто на него рассчитывал. Был
спокойным, не многословным, любящим и стремящимся к гармонии человеком. Не зря
говорят, что в картинах проявляется и душа и характер самого живописца. Ему
были чужды амбиции. Он много работал и много пережил. Родился и вырос на Волге
в многодетной семье рабочего. 6-летним пацаном встретил войну. Слышал грохот
Сталинградской битвы, пережил голод, разруху,нищету. А от голодной смерти спасли арбузы. Правда ему ночьюприходилось проникать на колхозные поля и
двадцать километров тащить мешки с бахчой. Рисовал с самого юного возраста.
Ходил в изостудию.А в один прекрасный
день в одной майке и потертых спортивных штанах поехал в Краснодар и, выдержав
серьезный конкурс, поступил в художественное училище.
Потом учился в Харькове. Там, в институте, встретил мою
маму. Она хотела стать библиотекарем и, конечно, хорошей женой. И стала. Они
всегда были вместе. До золотой свадьбы отец не дожил каких-то два с половиной
года. По распределению работал в Сумском театре им. Щепкина художником
постановщиком. Его декорации к спектаклям «НазарСтодоля», «Фауст и смерть», «Снежная
королева» получившие одобрение критиков, наверняка помняти сумские театралы. А Сумы выбрал потому,
чтов середине шестидесятых, трудящихся
на ниве искусства ещеценили и давали
квартиры. Да и сам город ему чрезвычайно понравился. Я уже не говорю про окрестности,
да и вообще, про живописную Сумщину и,
конкретно, Лебединщину, в которую был влюблен. Любил рыбачить.Помнится, мы частенько ездили на его Родину,
на Волгу. Большая рыба там не редкость.Как-тосидим в лодке недалеко от
берега. И вдруг, он говорит: «А ну-ка, сын, глянь что там, на берегу, за камень
такойскользкий лежит?» Подхожу.
Оказалось это не камень, а 30-ти килограммовый сом . Июль. Жара под сорок, а
усатый , видно, объелся (в его брюхе мы нашли двадцать окуней). Гигантусталоплохо, и он выбросился на берег. Но был еще жив. Пришлось повозиться. А
пару лет спустя, один мужик промучился с сомом три дня. Не хотел отпускать ни
сом его, ни он рыбу.Бегал с удочкой по
берегу и кричал. Мы с отцом помоглиему
и вытащили на берег, хотите верьте, хотите нет – 100 килограммового сома!
Правда, пришлось
потрудиться часа два… Что еще рассказать? Папа был первым моим учителем
рисования. Впрочем, я, хоть и закончил художественную школу,профессиональным художником так и не стал. По
образованию я инженер –океанолог, кандидат математических наук, а сейчас
работаю аналитиком в одной международной компании. Вспоминаю, было время, когда
папина наука и советы здорово помогли. В студенческие годы я не плохо подрабатывал,
рисуя пейзажи и натюрморты и продавая их на Арбате. Своих внучек (моих дочек) Наташу и Полину, дед
тоже учил рисованию. Показывал оттенки. Хотел ли он чтобы девочки стали
художницами? Может быть. Но настаивать не стал бы. Главное чтобы люди хорошие
были, так считал. Он любил людей. Портреты, да и вообще все писал на одном
дыхании. У него не было «вымученных» работ. И все что он делал, нравилось
людям. Его картины есть практически на всех (кроме Африки) континентах.
- Какова судьба творческого наследия мастера?
Его работы сумчане
могут видеть в Сумском художественном музее, в краеведческом музее (диарамы основания Сум и другие), в
Путивльском краеведческом музее (диарамы, оформление интерьера). Все оставшиеся
в мастерской работы я заберу с собой в Одессу где живу с семьей ( и где на
Западном кладбище похоронен Юрий Александрочкин). Некоторые работы будут
выставлены на продажу (8-050-333-48-96). Уверен, что и через пятьдесят лет и больше, картины
отца будут, как и сейчас, вызывать интерес и восхищение наших потомков. Они
понятны, они сделаны с любовью к окружающему и к людям.
P.S.О биографии художника в интервью «ВШ» рассказал председатель
Сумской областной организации НСХУ Иван Гапоченко: Родился Ю.М.
Александрочкин28.01.1937 г. в Волгограде.
В 1958 г.
Закончил Краснодарское художественное училище. В 1964 Харьковский
художественный институт ( театрально-декорационный факультет), где учился у
выдающихся педагогов Б.Косарева и Е. Егорова. Работал художником постановщиком
в театре им. Щепкина. Однако характер творческого мышления не позволил
ограничиться только сценической деятельностью. Активно работал в отрасли
станковой живописи. Лауреат областной премии им. П. Рудя (1971), член НСХУ с
1974 года. Постоянный участник международных (Болгария, Германия),
республиканских, областных и городских выставок. Его работы хранятся в Сумском
художественном музее, в Курской картинной галерее, в музее Леси Украинки в
Новоград-Волынском, Шевченковском заповеднике в Каневе и в частных коллекциях
более чем в 130 странах мира.