В живописном городском романсе художницы Гаршиной.
Кто бы мог подумать, что
рассказать о своих впечатлениях будет так сложно. Третий день перед глазами
картины и третий день не могу написать ни строчки. Но сегодня попробую. Всё
увиденное такое сочное, яркое… Очень женственное и немного театральное, чуть
инфантильное, бесконечно доброе и такое как…в детстве. Впрочем, ничего
удивительного. Ведь это – Ирина Гаршина. Она снова впечатлила меня своими
работами.
«Барышни»
Ах, эти шарфики и шапочки, шляпки
и перчатки, сумочки, ботиночки, кружева и платья! Гаршиновские барышни умеют
всё это носить, умеют правильно сидеть, слушать. Словом, они прекрасны и всё
вокруг них тоже. На картинах этого цикла все детали давно ушедшего «серебряного
века» выписаны с удивительной точностью и такой любовью, что невольно
напрашивается вопрос: «Откуда?».
- Говорят, все мы родом из детства. А у меня
была замечательная бабушка Евдокия Александровна,- говорит Ирина, - помню, как забиралась к ней
на диван, обнимала её и слушала, слушала… Это были захватывающие истории из
городской жизни начала ХХ-го столетия где парусиновые туфельки, лайковые
перчатки, котиковые манто, броши и бусы занимали далеко не последнее место. А
чего стоили рассказы о любовных записочках, томных взглядах, поцелуях в ручку
(но это было несколько позже). А в пять(!) лет Ирочка, чья фантазия
подкреплялась вдохновлёнными бабушкиными рассказами, воплотила таки мечту о
сногсшибательных нарядах в жизнь. Тайком достала из шкафа отрез ситца. Положила
на него таз. Обвела карандашом. Обрезала. В середине проделала дырку.
Просунулась. Прикрепила булавкой на талии и вышла во двор. Так состоялось
первое дефиле и первая ступенька в карьере художника по костюмам была успешно
освоена.
«Рынок»
- Как не крути, а рынок в моей жизни занимает
огромное место. Потому целый цикл посвятила сией неотъемлемой части. И никуда
мне не деться от рыночного «секонд хенда». Зачастую именно здесь нахожу
подходящий материал, из которого потом шьются эксклюзивные сумочки или
шляпки,-комментирует Гаршина.
Материал подбирается долго к
явному неудовольствию продавцов. Как жаль (а может и Слава Богу!) что последние
совсем не ведают какую красоту могут сотворить «золотые ручки» их
покупательницы. Красоту и правду. Рассмотрим картины. На первый взглядяркие иллюстрации детской книги, но если
приглядеться, не всё так просто. Барахолка. Интеллигентного вида худощавый
старик с пустой сумкой, что-то покупает у розовощёкой толстушки торговки.
Беременная женщина ищет одёжку для будущего малыша. Красавица блондинка
примеряет чьё-то поношенное нижнее бельё. Запылённые картины и гитара на
грязном асфальте, на которые никто не обращает внимания. А вот собака, которой
бросили обглоданную кость и которая несёт её с большим удовольствием и
предвкушением счастья… Вот такая метафора. Впрочем, отнюдь не безысходно
грустная, ибо светит солнце и жизнь продолжается.
«Цветы в интерьере»
« Натюрморт, это маленький
спектакль, - считает Гаршина. Ведь как здорово с определённой логикой и смыслом
можно выстроить декорации и поручить сыграть роль талантливому цветку». Здесь
подснежники и ландыши, червона рута и сирень. И всё символично: кроваво красные
бутоны руты, листья подорожника на фоне открытых дверей и надпись: «Все ушли. Никого
нет.» Эта картина – потрясение от услышанной страшной вести. Вот сумеречные
подснежники и призрак Модильяни. А здесь она только что кормила синицу и
любуется солнечным светом…
«Пусть останется радость и
Модильяни»
Из разговора о любимом художнике
Ирины узнаю, что: «В мировой культуре всегда были художники, чья жизнь
протекала по схеме: женщины – деньги-
слава. Но больше таких у которых: мансарда – голод – алкоголь. Модильяни яркий
представитель второй категории. Его стиль жизни меня не прельщает. А вот
творчество – колоссальная загадка. Примитивизм скажете? Да. Но бьющий по
нервам. И в каждой работе невероятная тонкость.»
Модильяноманией страдает давно и,
как видим, успешно. Бренд художника-
Дама в шляпке гармонично вписывается и смотрит на нас почти со всех
представленных Гаршиновских полотен. В этом особая поэзия и музыка.
Шляпки, которые хочется надеть, тортик,
который хочется съесть, стихи, которые хочется послушать, котики
(присутствующих практически в всех картинах), которыххочется погладить, ветер запутавшийся в
платьях велосипедисток, который хочется ощутить… Уходить не хотелось. Ещё и ещё
рассматривать. Очень похоже на ощущения малыша, дождавшегося таки Рождества.
- Это мой подарок городу, и пусть он будет в
радость, - заключила художница.
P.S. Для тех, кто впервые читает о
художнице, скажем, что её имя известно Украине. Её куклы (мотанки-обереги)
хранятся в национальных этнографических музеях. Есть они и в частных коллекциях.
В том числе и в коллекции нашего Президента. Её костюмы к спектаклям «Снежная
королева», «Дом сумасшедших», «Анфиса» помнят сумские и нежинские зрители. Её
иллюстрации к детским книгам, к примеру «Приключения Буратино» печатают
московские издательства. Но вот выставка живописи (работы 2006-2007 годов) –
это впервые! Она открылась 19 сентября в выставочном зале городского управлении
архитектуры (что на Дзержинского 4) и продолжит свою работу до 19 октября. Вход
свободный. Не пропустите!
Честно сказать, творчество Гаршиной оставляет впечатление провинциализма, статичности и любования деталями костюмов, а какой-то идеи, собственно, идеи, возвышающей зрителя к вершинам добра, любви, чистоты, радости, нет. Это мое личное мнение. Но, прочитав статью, хочется еще раз посмотреть на картины художницы и проверить себя.